Воспоминания о курганском поисковике Викторе Шимолине

Воспоминания о курганском поисковике Викторе Шимолине
07.12.2020

Личные воспоминания о человеке, который не только дал толчок к дальнейшему развитию, но и перевернул представления о работе и жизни.

Что такое выбор? Это то, что напрямую определяет нашу судьбу и жизненный путь. От того, какое молоко можно купить в магазине, до того, чем мы будем заниматься в течение всей жизни. Хотя чаще всего этот выбор не является существенным, иногда бывает, что тот путь, который Вы изберёте, может повлиять  не только на вашу судьбу, но и изменить жизнь сотен и даже тысяч других  людей.

Свой выбор однажды сделал Виктор Михайлович Шимолин.  Вместе с Владимиром Юрьевичем Харловым он не просто начал поисковую деятельность, абсолютно безвозмездно пытаясь отыскать на местах кровопролитных и бесчеловечных сражений считавшихся пропавшими без вести солдат, придать земле и дать возможность родственникам, наконец, попрощаться лично со своим Героическим предком.  Он воспитал сотни неравнодушных к истории своей родины юношей и девушек. Благодаря ему были найдены останки тысяч красноармейцев, установлены судьбы бесчисленного множества воинов-защитников.   Вместе с Владимиром Юрьевичем, Виктор Михайлович Шимолин, по сути, был основоположником поискового движения в Курганской области. И без него, движение Зауралья не было бы таким, каким мы его знаем сейчас. Каждый знает, что если Зауральцы приехали на «Вахту Памяти», то обязательно отыщут, или помогут отыскать останки павших воинов. На слётах поисковиков непременно займут призовые места в конкурсах.  Если необходимо привести в порядок воинское захоронение – поисковики региона первые возьмутся за это не простое дело.  Не потому что это даёт тебе престиж, высокую награду или много денег. А потому, что так правильно. Не корысти ради, а по зову сердца. В июне этого года ушёл из жизни Виктор Михайлович Шимолин. И пусть он уже не с нами, его заветы, опыт, и неиссякаемый оптимизм навсегда останутся основополагающими для дальнейшего развития поискового движения Курганской области.

Я познакомился с Виктором Михайловичем в сумбурной обстановке. Тогда, я только начал свой путь в деле патриотического воспитания молодёжи.   Закончив журфак, имея за спиной богатый опыт общения с рок-музыкантами и примеряя на себя большие амбиции, которые непременно хотелось реализовать, я поступил на службу в отдел патриотического воспитания молодёжи областного детско-юношеского центра. Ещё не до конца поняв принципы своей работы, в один из дней, я узнал, что готовится специализированный лагерь для подростков «Поисковик Зауралья», где мне, как молодому специалисту, предстояло провести неделю , попутно постигая поисковое ремесло вместе с юношами и девушками. Планировалось участие как уже опытных ребят (те, кто уже были членами поисковых отрядов и выезжали в экспедиции), так и тех, кто только мечтал стать поисковиками.  Ко мне подошёл на тот момент заместитель директора детско-юношеского центра – Иван Николаевич Хлебников и сказал: «С тобой вместе за детьми будет присматривать Виктор Михайлович Шимолин. Очень опытный поисковик! Вот тебе его телефон. Позвони, познакомься».

 

Признаться, на тот момент мне было немного страшно ему звонить. Так как в моей голове его образ представлялся таким суровым, хмурым дядечкой, который скорее пройдёт пешком от Частоозерья до Кургана, нежели скажет хоть одно слово без причины.  Момент звонка я оттягивал как только мог, но уже четвёртый вопрос от Ивана Николаевича: «Ну ты позвонил ему или нет? Чего медлишь?», заставил меня взять в руки трубку и набрать немного пугающий меня номер.  И когда я через несколько гудков всё же услышал «Ало», между нами состоялся такой разговор:

- Здравствуйте Виктор Михайлович! Меня зовут Алексей, я новый специалист по работе с молодёжью. Видимо мы с Вами вместе будем работать на «Поисковике Зауралья». Я звоню, чтобы познакомиться.

- Лёха, давай без натужных любезностей.  Не люблю я это. Можешь звать меня Михалычем. Хотя, наверное, это будет не очень тебе удобно. Давай просто Виктор. Но на ты.  В конце концов, нам с тобой неделю бок о бок жить. Скорее всего, в одной комнате. А человек, который будет слушать, как я храплю, заслужил право называть меня на ты. Договорились?

- Ээээм, - тут образ сурового «вояки» в моей голове начал понемногу разрушаться, и я понял, что стереотипы, которые мы строим у себя в голове, чаще всего лишь стереотипы, -  хорошо.  Но я немного не понимаю, как мне вести себя с детьми? Они хоть и дети, но ведь особого толка. Особой специфики. Я надеюсь, Вы…Ты мне подскажешь?

- Слушай, дети есть дети. Они хоть и поисковики, но будь готов ко всякого рода шалостям. Ничего. Мы вдвоём наведём там порядок. Ты главное не кипишуй. И всё будет в порядке.

После этого мы обговорили ещё ряд вопросов и закончили разговор.  Я положил трубку и внутри растеклось спокойствие.  Представляя себе сурового мужика, который живёт в строгости и постоянной, непрекращающейся военной дисциплине, я услышал дядечку с хорошим чувством юмора,  интересным взглядом на вещи и прекрасного собеседника.

***

Наступил день икс. Вместе с  руководством детско-юношеского центра, кучей аппаратуры и всяческого остального скарба я приехал в лагерь «Романтика». Мне показали домик, где будут располагаться наши ребята, комнату, где я буду спать (правда туда я не зашёл – дверь оказалась заперта), дали в руки регистрационные листы и…. попрощались.  Оставив меня один на один с нарастающей тревогой.  И вот, в тот момент когда я начал устанавливать большой телевизор в холле для будущих лекционных занятий, начали прибывать дети, облачённые в камуфляж и такого же вида мужчины.  «Так, кто тут главный, кому докладывать о прибытии, -   начал свой монолог высокий мужчина с лёгкой небритостью на лице, что в совокупностью с формой одежды добавляло его виду такой не совсем бытовой мужественности, -  мы прибыли на место проведения лагеря! Кому отдавать документы?» . И тут дверь моей комнаты открылась и в коридор вышел, слегка потягиваясь, как я позже узнал,  Виктор Михайлович Шимолин.  Неспешной походкой он подошёл к мужчине и пожал ему руку:

- Серёга, чёт вы рано совсем. Я решил вздремнуть пока  жду «начальство». А оно уже оказывается прибыло. Ты Алексей да? - повернулся ко мне Виктор Михайлович, - знакомься – это Лазарев Сергей Владимирович, руководитель отряда «Ярополк». Да не смотри ты на него так, как будь-то он тебя бить сейчас будет. Расслабься. Ты тоже Серёга не наседай на парня. Он же только начал работать! Давай сюда документы.

- Ты Алексей значит, - Сергей протянул мне руку в знак приветствия, - будем знакомы. Отряд «Ярополк» прибыл в полном составе заявленной группы. Вот документы.

Пока я заполнял документы, Сергей Владимирович рассказывал мне основы поисковой работы, а Виктор Михайлович дополнял этот рассказ.

- О, Михалыч, Серёга, здорово! Вы тут уже? А я своих вот привёл. Правда у нас один заболел. Ну лучше чуть меньше чем ничего?

- Привет Андруха. Ну плохо, но ничего. Мы его пайку вон, Алексею отдадим, - Виктор Михайлович развернулся и показал на меня, - Знакомься Лёха – Это Андрей Иванович Тилипенко  - руководитель отряда «Следопыт»…

Так я познакомился лично с руководителями почти всех поисковых отрядов Курганской области: отряды «Витязь», «Факел», «Шадринск» с их харизматичными руководителями на долго врезались в память. Запомнились мне и рассказы о настоящей чуйке Андрея Викторовича Проскурякова, руководителя отряда «Факел». Он мог просто ходить по абсолютно ровному полю, ткнуть пальцем и сказать: «Копаем Здесь!». И именно в этом месте находили останки бойца. Однажды, руководитель отряда «Витязь» нашёл опасные не разорвавшиеся снаряды и рискуя своей жизнью оградил детей от опасности.  А отряд «Ярополк» отыскал несоответствие в архивных документах непосредственно во время экспедиции и благодаря им сейчас документы имеют правдивую информацию. Всё это поведал мне Виктор Михайлович. Он обладал удивительным качеством. Он мог собрать вокруг себя компанию и стать её душой в считанные мгновения. И даже если в это время вокруг творилась суета, он мог и поддерживать разговор и попутно, давать ценные советы, которые потом могли и даже непременно пригождались в работе или жизни. И,конечно же, его рассказы помогли мне не только узнать о работе поисковиков много нового и интересного, но и конечно узнать больше о характере руководителей поисковых отрядов, что позволило не только наладить рабочие отношения но и сдружиться с большинством из них. За что я очень благодарен Виктору Михайловичу.

 

***

Виктор Михайлович умел быстро ориентироваться в заданных обстоятельствах, и дорабатывать их таким образом, что эти дополнения приходились по душе всем.  Первые пару дней лагеря прошли стабильно. Но дети жаловались на то, что очень сильно устают от насыщенной лекционной программы, и малым количеством физических активностей. Кроме того им не нравилось, что отбой был очень рано и по сути, ребята не успевали уставать, чтобы ложиться спать. Мы с Виктором Михайловичем пытались доработать установленную программу лагеря, чтобы все были довольны. Но никак не получалось втиснуть активности в плотных график лекций. Но в один из вечеров, судьба подкинула нам идею.

Однажды, после отбоя (в 10 вечера) мы как обычно смотрели вечерние новости и проводили «летучку» следующего лагерного дня, как услышали смех в одной из комнат. «Был отбой, кому там весело? Ну ка? – послышался бас Виктора Михайловича, -  спать не хотим? Сейчас придумаем чем Вас занять». Пару секунд всё было тихо. Но потом стали слышны не только смешки, но и звуки топота. Очевидно, ребята перебегали из комнаты в комнату. «Ну чтож,  - продолжил Виктор Михайлович так, чтобы в каждой комнате его было хорошо слышно, - тогда все те, кто не желает отдыхать – выходи на построение!» В коридор вышли человек шесть с улыбками на лицах. «Значит спать не хотим да? Хорошо.  Упор лёжа принять. 50 отжиманий каждому! И не филонить! Я наблюдаю, - сам же Виктор Михайлович в пол глаза смотрел вечерние новости, - так хорошо. Отбой по комнатам!» Но на этом вечер не закончился.  В тот вечер «нарушители спокойствия»  отжались около трёхсот раз, прежде чем в корпусе наконец воцарилась тишина.

С каждым днём новых «нарушителей» становилось всё больше, а к отжиманиям добавлялись приседания.  Среди ребят начались некоего рода соревнования – кто больше отожмётся в тот или иной вечер. Если я не ошибаюсь, абсолютный рекорд по отжиманиям взял представитель отряда «Витязь» - 650 раз. А лучшими в приседаниях были ребята отряда «Ярополк» - за один вечер трое сделали порядка 400 приседаний. Вы можете сказать, что это было не правильно. НО! Большинство из ребят в анкете после лагеря в графе «Что вам понравилось больше всего» назвали именно вечернюю зарядку. При личном общении  уже после отъезда не раз они благодарили за такую вот вечернюю активность. Вот так Виктор Михайлович  улучшил программу лагеря, добавив то, что ребятам действительно было нужно, не изменив намеченного курса.

***

Нельзя сказать, что Виктор Михайлович занимался только лишь рабочей деятельностью в лагере. Он Неустанно защищал интересы детей.  Однажды к нам в корпус зашла директор лагеря. И начала возмущаться тем, что дети смотрят не согласованный с ней фильм. Уже не помню ,что они смотрели точно, но какой то боевик про войну. Боюсь ошибиться, но кажется это был фильм – «Мы из будущего».  Как я не пытался ей сказать, что эта картина в рамках заданной темы, и что детям интересно будет узнать о чёрных копателях – без толку.  Тут из комнаты вышел Виктор Михайлович и начал разъяснять ситуацию. Опять же не помню, что он ей сказал,  но директор  приняла его точку зрения и удалилась. В тот день была запланирована лекция Виктора Михайловича и он разрешил детям досмотреть фильм. А после него в рамках лекции разобрал его по фрагментам, рассказал об особенностях – что было не правильно, а что достоверно. Мы вместе с ним разработали игровую форму лекции, когда ребята применяли свои творческие навыки рисуя карты, придумывая девиз своим импровизированным отрядам и даже, проводили разведку местности. Тот день запомнился многим ребятам, как один из самых ярких дней лагерной жизни, а Виктора Михайловича до самого отбоя не отпускали ребята, вновь и вновь задавая интересующие их вопросы. В тот день мы решили немного сдвинуть отбой и сев в кружок, за пламенем свечи каждый делился своим поисковым опытом. И эту активность тоже придумал Виктор Михайлович. Ведь как он сказал  - «У каждого отряда свой поисковый опыт, интересные истории. Почему бы им не поделиться своими историями? Думаю, это будет интересно!» И было же! Было! До 12 никто не хотел расходиться. А ребята ещё долго делились впечатлениями от прошедшего дня, пока в коридоре не воцарилась тишина.

 

Виктор Михайлович Шимолин не был заурядным человеком. Его энергетика подкупала, идеи поражали, а характер располагал к себе. Существует множество историй, связанных с ним даже у меня. Но чтобы все их поведать нужно написать целую книгу. Его богатый опыт заставлял глаза детей гореть. И даже, казалось бы, далёкие от поисковой работы Лебяжъевские казаки – по окончанию лагеря захотели создать свой отряд. Он не просто был основателем поискового движения в Курганской области, он без преувеличения был его лидером, флагманом развития.  Сегодня, когда Виктора Михайловича больше нет с нами, грустно осознавать, что вместе с ним ушла целая эпоха. Но вместе с тем мы твёрдо знаем о том, что пока остаются люди, которые знают и помнят о нём, будет живо и его наследие, его опыт, его уроки. И это вселяет оптимизм.  Благодаря Виктору Михайловичу поисковое движение зародилось, благодаря ему оно развивалось и благодаря ему, но будет развиваться дальше. Спасибо Вам, Виктор Михайлович, что помогли освоиться, встретить новых друзей и осознать то, что иногда стереотипы – это всего лишь стереотипы и ничего больше. Спасибо Вам!

Текст: Алексей Потапов

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
Министерство просвещения
Росмолодежь
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ
Телеканал "Победа"
роспатриотцентр
РДШ
РВИО
None
Волонтеры Победы
None
Память поколений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
«ЮНАРМИЯ» – российское детско-юношеское движение
3.	Министерство культуры Республики Крым
Портал Ветераны.РФ
Год Памяти и Славы
Росрекон