Прошёл год поисковых работ на мысе Фиолент, на одном из последних рубежей обороны Севастополя. Сейчас можно подвести некоторые итоги этой трудоёмкой работы. С октября 2019 г. по ноябрь 2020 г., на территории старой береговой батареи было проведено пять раскопов, найдены останки 56 защитников нашего города. К сожалению, большая часть останков была потревожена ещё в 1980-х годах и по наше время охотниками за военными раритетами. Тем не менее, просеивая руками кубометры земли удалось найти восемь смертных медальонов, лишь в пяти из них были вкладыши, но и они совершенно истлели. Никаких надежд не оставил проржавевший медальон-ладанка обр. 1925 г. По надписям на ложках и немногочисленным сохранившимся бумагам, также не удалось установить личности их владельцев. Возможно, прочитается вкладыш медальона, найденный в воронке с разрозненными останками и фрагментами кителя капитана 3-го ранга. Бумага сохранилась почти идеально, но текст совсем не виден. Интересна ложка, предположительно, с надписью «Лиза», найденная в юго-восточной оконечности противодесантного рва батареи вместе с разрозненными останками небольшого размера и фрагментами женских туфлей. Там же, недалеко от скального обрыва была найдена печать Отдельного миномётного дивизиона 142-й стрелковой бригады, той самой бригады, которая была доставлена в Севастополь лидером «Ташкент» на завершающем этапе обороны и занимала рубеж на мысе Фиолент 2-3 июля 1942 г.
Самый большой раскоп в юго-восточной оконечности рва резко отличается от остальных – явно санитарных захоронений. Здесь останки попадались с фрагментами оружия, попадалось большое количество стреляных гильз, винтовочных и пистолетных, с наколом капсюля пистолета ТТ и пистолета-пулемёта. Возможно эта группа бойцов и командиров (41 человек) была блокирована противником во рву и погибла, не пожелав сдаться в плен. Судя по армейским, морским и пуговицам конвойных войск НКВД, здесь дрались бойцы из разных частей Севастопольского оборонительного района.
Раскопки в подорванном каземате на левом фланге батареи дали большое количество типографского шрифта и типографские стереотипы с изображением батальной сцены и надписью «Почётная грамота». К ручке броне-двери, у входа в каземат, был примотан проволокой бумажный пакет с неплохо сохранившейся противогазной сумкой и фрагментами бумаг с рукописным текстом. Среди россыпей шрифта и на входе в помещение были найдены останки всего двух человек. Было много фрагментов военной и гражданской одежды, хромовые и яловые сапоги, женская и детская обувь, обложка удостоверения «Отличник пищевой индустрии», медальон без крышки, битая посуда, но останков больше не было. По имеющейся информации, это помещение было подорвано привезённым накануне из арсенала в Сухарной балке боезапасом. Судя по копчёному и раздробленному бетону в эпицентрах взрывов и отсутствие каких-либо осколков боеприпасов, можно предположить, что каземат был подорван ящиками с взрывчаткой.
Много интересных находок, но ещё больше появилось вопросов. И, к сожалению, не одного имени.
Поисковики выражают благодарность всем, кто на протяжении года, под палящим летним солнцем, на ледяном зимнем ветру, упорно ковырял плотную красную глину и рваный известняк, тщательно выбирал в основном разрозненные останки и просеивал грунт в поисках медальонов.
Отряды поискового объединения ДОСААФ России «Крым-Севастополь-поиск» (г. Севастополь): Боевое братство, Севастополь, Заланкой, Мамашай, Севастопольский рубеж, Защитник Отечества, Восход;
Наши коллеги из поискового объединения ДОСААФ России «Крымский рубеж» (респ. Крым);
Поисковые отряды: Сибирь (г. Нижневартовск), 29 Регион (г. Архангельск), Высота имени Сячина (г. Москва);
А также наши волонтёры, не равнодушные жители города-героя Севастополя.
Текст: Председатель совета Поискового объединения ДОСААФ России «Крым-Севастополь-поиск» Андрей Могила.