В целом по Псковской области в базе ВИПЦ числится 788 воинских захоронений периода Второй мировой войны. Из них в Федеральную целевую программу «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы» на период 2020 года попали 105 захоронений. Также в списках захоронений, входящих в ФЦП, присутствуют захоронения других войн.
Данные захоронения обследуются в рамках деятельности научно-координационного совета программы, куда включены специалисты ВИПЦ. Большой интерес для мониторинга представляли мемориалы, на которых проводились церемонии захоронений останков погибших воинов, обнаруженных поисковиками в последнее время. Таких захоронений в перечне оказалось только 9. По информации ВИПЦ на некоторых этих захоронениях, в течение нескольких лет не устанавливаются новые плиты с установленными в ходе проведения Вахт Памяти именами защитников Отечества.
На первом этапе проведения мониторинга была проведена работа, связанная с привязкой захоронений к карте на ресурсе ВИПЦ: v-ipc.ru. Это дало возможность наглядно увидеть месторасположение, доступность и маршрут проезда к захоронениям. Далее была проведена привязка паспортов захоронений, были добавлены имеющиеся в базе фотографии. Привязку некоторых захоронений из перечня произвести не удалось. Видимо названия, указанные в паспорте, отличаются от указанных в сопроводительных документах к ФЦП.
Параллельно с добавлением информации на сайт, проводились работу по усовершенствованию ресурса, менялся интерфейс, доступ и поиск информации стал более удобным. Например, поставив всего одну галочку, можно посмотреть все захоронения, проходящие по ФЦП.
В октябре этого года сотрудниками ВИПЦ была проведена поездка с выборочным посещением ряда захоронений Псковской области. В результате этой работы были осмотрены более 20 различных захоронений, начиная с самой северной части области в Гдовском районе и заканчивая южным Невельским районом. К сожалению, администрация Псковской области не представила ВИПЦ результаты проведенных работ на захоронениях по ФЦП, и поэтому можно только представить субъективную оценку.
Во-первых, в ходе проведения мониторинга были выявлены 4 неучтенных воинских захоронения, которые не состоят на государственном учете (информация передана местным поисковым отрядам).
Во-вторых, на некоторых, судя по внешнему виду, работы по реконструкции или не проведены, или не закончены. Например, воинское захоронение в г. Невель, ул. М.Маметовой. Заложена сумма 1 млн. руб. на восстановление. Но, судя по внешнему виду, работы не проводились. Да и общее состояние захоронения вполне удовлетворительно. При этом в районе есть воинское захоронение, где уже который год не могут увековечить имена более 100 защитников Родины, найденных поисковыми отрядами.
Похожая ситуация в д. Сергейцево Пустошкинского района. На этом захоронении планировалось согласно ФЦП в этом году провести восстановление, ремонт, реставрацию и благоустройство. Сумма — 400 тыс. рублей. При осмотре захоронения выявили следующее:
- Установлен новый памятник с надписью: «Вечная память героям». При этом - основная масса имен осталась занесенными на старые алюминиевые таблички. Некоторые записи еле читаются, часть табличек отваливается от монументов, на табличках подтеки и капли краски.
Захоронения Гдовского, Псковского, Палкинского, Пушкиногорского, Себежского, Великолукского, Усвятоского районов в удовлетворительном состоянии. Есть небольшие недочеты, но в целом захоронения ухожены и убраны. Но, не имея информации какие точно работы должны были быть проведены, сложно оценить результат. Данная работа направлена на уточнение точных координат расположения, фиксации внешнего вида и состояния воинских захоронений. Определения точности и правильности нанесенных на памятные знаки и таблички имен погибших воинов.
Полный отчет проведенного мониторинга и выводы будут представлены для рассмотрения научно-координационному совету Федеральной целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы», сформированный в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2019г., № 564., и Рабочей Группе Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю за реализацией ФЦП.