Поисковики работали на местах катастроф военных самолётов в Тымовском и Смирныховском районах.
"В Тымовском районе для этого нам пришлось пройти более 7 км вдоль железной дороги. Место падения находится в 50 метрах от железной дороги Южно-Сахалинск - Ноглики, на 513 км+650 м. На месте падения самолёта глубокая длинная воронка, вокруг которой разбросаны фрагменты самолёта, рядом один из двигателей АШ-82фн, виновник трагедии. Левый двигатель с заводским номером 8292831" - рассказывает активист "Поискового движения России" Алексей Охрименко.
«По архивным документам установлено, что 08.04.1946 года в 454-м БАП, 334-й БАД произошла катастрофа, в результате которой разбился самолет Ту-2, заводской № 2/30. Экипаж погиб.
«Летчик, лейтенант Лобода выполнял упражнение в составе звена, будучи левым ведомым. При возвращении с задания после 1 часа 20 минут полета, по заявлению свидетелей, возник пожар на левой винто-моторной группе. Самолет перешел в пикирование, врезался в землю в 10 км северо-западнее аэродрома Зональное, в 4-х км западнее Кировска и разрушился.
Летчик выбросился на парашюте, но запутался в куполе. Штурман выбросился на парашюте, но кольца не выдернул. Воздушный стрелок-радист и воздушный стрелок также выбросились на парашютах, но из-за малой высоты парашюты не раскрылись»
Экипаж: Летчик лейтенант Лобода Яков Михайлович, родился 04.04.1924 г., в с.Боровенька Ворошиловоградской области.
Штурман лейтенант Шакиров Хаким Алимович, родился в 1920 году, в г.Ташкенте.
Воздушный стрелок-радист ефрейтор Комиссаров Николай Павлович 1925 г.р.
Воздушный стрелок ефрейтор Глазков Алексей Петрович, 1924 г.р.
Место захоронения экипажа пока не найдено, на кладбище с.Зонального много могил без табличек.
В Смирныховском районе, возле с.Победино табличку установили на месте падения штурмовика Ил-10.
Работы на месте падения начались весной 2019 года, а продолжились осенью. Поисковики откачивали воду мотопомпой из воронки, перебирали глину - искали номерные детали крылатой машины и признаки присутствия экипажа на борту в момент падения. Чтобы найти заветный номер, пришлось полностью, до дна, выбрать все обломки из воронки и почти в самом конце работ нашли технологический лючок с номером 4129. Ранее, на найденном прицеле были выбиты точно такие же цифры, но уверенности, что это заводской номер не было. Никаких признаков, что с самолётом погиб экипаж найдено не было. Ни личных вещей, ни пряжек парашютной системы, лишь часть лётного планшета, прозрачный пластик от кармана для карты. Оставалась надежда, что лётчик и воздушный стрелок успели покинуть самолёт.
Несколько месяцев потребовалось, чтобы по номерам самолёта и двигателя установить экипаж.
Благодаря ЦАМО РФ удалось найти архивные документы в которых сказано: "29.06.1951 года в 973-м штурмовом авиационном полку произошла катастрофа самолёта Ил-10, 1894129, мотор АМ-42, 462124. Экипаж погиб, самолёт разбит".
Лётчик старший лейтенант Закревский Яков Евтихеевич, 1921 г.р., уроженец с.Головеньки Винницкой области УССР.
Начинал службу в 1940 году в 140-м гаубичном артиллерийском полку. В 1942 году поступил 3-ю Чкаловскую военную авиационную школу пилотов УрВО. После чего, в 1945 году направлен в 50-й запасной авиаполк КВО, г.Житомир.
Награжден медалями "За Победу над Германией", "30-лет Советской армии и флота", "За боевые заслуги".
Воздушный стрелок младший сержант Хлебенков Василий Яковлевич.
Других сведений по воздушному стрелку и обстоятельствам катастрофы найти пока не удалось. Это уже третий самолёт погибший с экипажем в 973-м ШАП.
После установки таблички, в память о погибших экипажах прозвучали холостые выстрелы в воздух.
Также, в Поронайском районе возле р.Хвойная и г.Маклая несколько лет назад активистам "Поискового движения России" показали фрагменты самолёта Ил-10.
Долгое время не было возможности снова попасть туда, но когда вернулись, почти сразу удалось найти лючок через который заряжали авиационную пушку ВЯ-23 с цифрами 1030, которые означали заводской номер самолёта.
Было понятно, что самолёт дислоцировался на аэродроме с.Гастелло в одном из штурмовых авиационных полков, но что произошло и какова судьба экипажа было неизвестно. В ЦАМО РФ был отправлен запрос, ответ пришёл через несколько месяцев.
В архивной справке говорится:
"07.07.1949 г., в 14.34 в 9 км южнее аэродрома Гастелло (Южный Сахалин) произошла авария самолёта Ил-10 №1891030 из 1-й авиаэскадрильи 264-го ШАП 159-й ШАД.
Цель полёта - облёт самолёта после ремонта мотора (по кругу). На взлёте, в момент отрыва, мотор дал резкий перебой в работе, после чего стал работать нормально. На высоте 25-30 метров мотор вновь стал давать резкие перебои, чередуясь с нормальной работой, при этом с обеих сторон, в момент перебоев, наблюдались чёрные выхлопы. Через 1.5-2 минуты мотор отказал полностью. Лётчик произвёл вынужденную посадку с убранным шасси на горелый лес. Самолёт полностью разбит, подлежит списанию, мотор требует контрольной переборки. Экипаж невредим.
Согласно выводам комиссии, виновником аварии является завод-изготовитель."
Состав экипажа:
Командир звена лейтенант Борисенко Леонид Никитович, 1921 года рождения.
Авиационный моторист старший сержант Трефилов Виктор Фёдорович 1925 г.р.
Самолёт Ил-10 №1891030 изготовлен 29.04.1947 г. на заводе №18, мотор АМ42 №461412 изготовлен 04.02.1947 г. на заводе №24. Мотор прошёл восстановительный ремонт.
"Радует то, что не все места где обнаружены фрагменты самолётов связаны с гибелью лётчиков. На сегодня, это уже третий аварийный самолёт, на котором мы работали. У нас есть информация о ещё двух самолетах, но места их падения мы пока не нашли - рассказал руководитель Сахалинского регионального отделения "Поискового движения России" Артем Бандура.
Работы по увековечению памяти погибших военных летчиков проводятся в рамках проекта "Вечный полёт" на средства гранта Правительства Сахалинской области.