Сахалинские поисковики установили памятные таблички на местах гибели военных самолётов

Сахалинские поисковики установили памятные таблички на местах гибели военных самолётов
08.10.2020

Поисковики работали на местах катастроф военных самолётов в Тымовском и Смирныховском районах.

"В Тымовском районе для этого нам пришлось пройти более 7 км вдоль железной дороги. Место падения находится в 50 метрах от железной дороги Южно-Сахалинск - Ноглики, на 513 км+650 м. На месте падения самолёта глубокая длинная воронка, вокруг которой разбросаны фрагменты самолёта, рядом один из двигателей АШ-82фн, виновник трагедии. Левый двигатель с заводским номером 8292831" - рассказывает активист "Поискового движения России" Алексей Охрименко.

«По архивным документам установлено, что 08.04.1946 года в 454-м БАП, 334-й БАД произошла катастрофа, в результате которой разбился самолет Ту-2, заводской № 2/30. Экипаж погиб.

«Летчик, лейтенант Лобода выполнял упражнение в составе звена, будучи левым ведомым. При возвращении с задания после 1 часа 20 минут полета, по заявлению свидетелей, возник пожар на левой винто-моторной группе. Самолет перешел в пикирование, врезался в землю в 10 км северо-западнее аэродрома Зональное, в 4-х км западнее Кировска и разрушился.

Летчик выбросился на парашюте, но запутался в куполе. Штурман выбросился на парашюте, но кольца не выдернул. Воздушный стрелок-радист и воздушный стрелок также выбросились на парашютах, но из-за малой высоты парашюты не раскрылись»

Экипаж: Летчик лейтенант Лобода Яков Михайлович, родился 04.04.1924 г., в с.Боровенька Ворошиловоградской области.

Штурман лейтенант Шакиров Хаким Алимович, родился в 1920 году, в г.Ташкенте.

Воздушный стрелок-радист ефрейтор Комиссаров Николай Павлович 1925 г.р.

Воздушный стрелок ефрейтор Глазков Алексей Петрович, 1924 г.р.

Место захоронения экипажа пока не найдено, на кладбище с.Зонального много могил без табличек.

В Смирныховском районе, возле с.Победино табличку установили на месте падения штурмовика Ил-10.

Работы на месте падения начались весной 2019 года, а продолжились осенью. Поисковики откачивали воду мотопомпой из воронки, перебирали глину - искали номерные детали крылатой машины и признаки присутствия экипажа на борту в момент падения. Чтобы найти заветный номер, пришлось полностью, до дна, выбрать все обломки из воронки и почти в самом конце работ нашли технологический лючок с номером 4129. Ранее, на найденном прицеле были выбиты точно такие же цифры, но уверенности, что это заводской номер не было. Никаких признаков, что с самолётом погиб экипаж найдено не было. Ни личных вещей, ни пряжек парашютной системы, лишь часть лётного планшета, прозрачный пластик от кармана для карты. Оставалась надежда, что лётчик и воздушный стрелок успели покинуть самолёт.

Несколько месяцев потребовалось, чтобы по номерам самолёта и двигателя установить экипаж.

Благодаря ЦАМО РФ удалось найти архивные документы  в которых сказано: "29.06.1951 года в 973-м штурмовом авиационном полку произошла катастрофа самолёта Ил-10, 1894129, мотор АМ-42, 462124. Экипаж погиб, самолёт разбит".

Лётчик старший лейтенант Закревский Яков Евтихеевич, 1921 г.р., уроженец с.Головеньки Винницкой области УССР.

Начинал службу в 1940 году в 140-м гаубичном артиллерийском полку. В 1942 году поступил 3-ю Чкаловскую военную авиационную школу пилотов УрВО. После чего, в 1945 году направлен в 50-й запасной авиаполк КВО, г.Житомир.

Награжден медалями "За Победу над Германией", "30-лет Советской армии и флота", "За боевые заслуги".

Воздушный стрелок младший сержант Хлебенков Василий Яковлевич.

Других сведений по воздушному стрелку и обстоятельствам катастрофы найти пока не удалось. Это уже третий самолёт погибший с экипажем в 973-м ШАП.

После установки таблички, в память о погибших экипажах прозвучали холостые выстрелы в воздух.

Также, в Поронайском районе возле р.Хвойная и г.Маклая несколько лет назад активистам "Поискового движения России" показали фрагменты самолёта Ил-10.

Долгое время не было возможности снова попасть туда, но когда вернулись, почти сразу удалось найти лючок через который заряжали авиационную пушку ВЯ-23 с цифрами 1030, которые означали заводской номер самолёта.

Было понятно, что самолёт дислоцировался на аэродроме с.Гастелло в одном из штурмовых авиационных полков, но что произошло и какова судьба экипажа было неизвестно. В ЦАМО РФ был отправлен запрос, ответ пришёл через несколько месяцев.

В архивной справке говорится:

"07.07.1949 г., в 14.34 в 9 км южнее аэродрома Гастелло (Южный Сахалин) произошла авария самолёта Ил-10 №1891030 из 1-й авиаэскадрильи 264-го ШАП 159-й ШАД.

Цель полёта - облёт самолёта после ремонта мотора (по кругу). На взлёте, в момент отрыва, мотор дал резкий перебой в работе, после чего стал работать нормально. На высоте 25-30 метров мотор вновь стал давать резкие перебои, чередуясь с нормальной работой, при этом с обеих сторон, в момент перебоев, наблюдались чёрные выхлопы. Через 1.5-2 минуты мотор отказал полностью. Лётчик произвёл вынужденную посадку с убранным шасси на горелый лес. Самолёт полностью разбит, подлежит списанию, мотор требует контрольной переборки. Экипаж невредим.

Согласно выводам комиссии, виновником аварии является завод-изготовитель."

Состав экипажа:

Командир звена лейтенант Борисенко Леонид Никитович, 1921 года рождения.

Авиационный моторист старший сержант Трефилов Виктор Фёдорович 1925 г.р.

Самолёт Ил-10 №1891030 изготовлен 29.04.1947 г. на заводе №18, мотор АМ42 №461412 изготовлен 04.02.1947 г. на заводе №24. Мотор прошёл восстановительный ремонт.

"Радует то, что не все места где обнаружены фрагменты самолётов связаны с гибелью лётчиков. На сегодня, это уже третий аварийный самолёт, на котором мы работали. У нас есть информация о ещё двух самолетах, но места их падения мы пока не нашли - рассказал руководитель Сахалинского регионального отделения "Поискового движения России" Артем Бандура.

Работы по увековечению памяти погибших военных летчиков проводятся в рамках проекта "Вечный полёт" на средства гранта Правительства Сахалинской области.

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
Министерство просвещения
Росмолодежь
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ
Телеканал "Победа"
роспатриотцентр
РДШ
РВИО
None
Волонтеры Победы
None
Память поколений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
«ЮНАРМИЯ» – российское детско-юношеское движение
3.	Министерство культуры Республики Крым
Портал Ветераны.РФ
Год Памяти и Славы
Росрекон