В период с 6 по 12 сентября 2020 года поисковики Региональной Общественной Молодежной Организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан провели поисково-разведывательную экспедицию на одном из озер в системе Княжегубского водохранилища в Кандалакшском районе Мурманской области в рамках двух проектов авиационной направленности «Небо Родины» Общероссийского общественного движения «Поисковое Движение России» и «Крылья Татарстана», направленного на восстановление легендарного бомбардировщика Пе-2 в города Казани.
Целью экспедиции было обследование акватории озера и его дна на предмет обнаружения мест падений советских самолетов, погибших в период Великой Отечественной войны.
Напомним, что в прошлом году поисковики Татарстана уже проводили поиски в этом месте, тогда за период экспедиции с помощью гидролокатора бокового обзора была обследована территория более 30 кв.км.
В период межсезонья поисковики провели большую работу с документами Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации и опросили местных жителей. Тем самым, стало известно, о трех приблизительных местах, где возможно могут находиться обломки самолетов.
По сложившей традиции вместе с казанскими поисковиками в работах принимали участие представители мурманского дайвинг-клуба «Морской охотник».
На этот раз поисковики с помощью гидролокатора бокового обзора и визуального исследования прибрежной полосы обследовали указанные районы поиска. Тем самым, были обнаружены места падений двух советских самолетов.
Первой находкой, стало место приводнения в результате вынужденной посадки на лед озера самолета Пе-2, из состава 80-го ближнебомбардировочного авиационного полка 7-й Воздушной армии Карельского фронта, которая произошла после выполнения боевого задания по нанесению бомбоштурмового удара по аэродрому противника Алакуртти 10 марта 1943 года. Тогда, огнем зенитных батарей и атаками истребителей противника были сбиты и погибли три наших самолета Пе-2. Четвертый самолет, подбитый ЗА и атакованный тремя немецкими истребителями Ме-109ф, был посажен летчиком на лед озера. Согласно архивным документам, севший на вынужденную посадку Пе-2 был еще раз атакован и расстрелян немецким истребителем. К счастью, экипаж самолет смог спастись, ранения получили только штурман и воздушный стрелок-радист самолета.
В этом вылете в экипаж самолета входили:
- летчик младший лейтенант Казимир Антонович Булдаков;
- штурман лейтенант Константин Родионович Ивченко;
- воздушный стрелок-радист старший сержант Иван Сафронович Малюченко.
Как говорилось выше, члены экипажа подбитого самолета остались живы, и с достоинством прошли всю войну. Сам самолет был частично разобран рембригадой 7-й Воздушной армии и списан из состава полка 7 апреля 1943 года с формулировкой: «…как неподлежащий восстановлению…». Обнаруженные фрагменты самолета, поднятые водолазами из воды будут использованы в дальнейшем для восстановления самолета Пе-2 в городе Казани в рамках проекта «Крылья Татарстана».
Второй находкой поисковиков, стало обнаружение обломков самолета Як-9т. Сам самолет находился на глубине не более 2 метров на дне озера, а мотор еще в послевоенное время был вытащен лесозаготовителями на берег и частично разобран. Обследовав обломки мотора поисковики установили его заводской номер, по которому удалось установить, что данным самолетом управлял летчик 195-го истребительного авиационного полка 324-й истребительной авиационной дивизии 7-й Воздушной армии младший лейтенант Сергей Иванович Давыдов, который был сбит в воздушном бою 7 сентября 1944 года.
В архивных документах говорилось, что сбитый самолет младшего лейтенанта Давыдова упал 2 км южнее озера Толванд, а 21 сентября 1944 года тело летчика всплыло и было подобрано местными жителями. Тогда же он был похоронен на гражданском кладбище одного из лесопунктов в 30 км от станции Жемчужная в районе озера. Благодаря информации полученной от местных жителей, поисковикам удалось установить кладбище бывшего лесопункта, где был похоронен погибший летчик и обследовать его. Местные жители хорошо помнят, что на этом кладбище был захоронен летчик под фамилией Давыдов. В результате удалось найти одну могилу, на которой нет обозначения кто в ней похоронен (надпись не сохранилась), и установленный старый деревянный крест, отличается от тех крестов, которые установлены на могилах местных жителей. По документам объединенного банка данных «Мемориал» младший лейтенант С.И. Давыдов значится перезахороненным на воинском мемориале в пос. Сосновый Лоухского района Республики Карелии, что вызывает естественное недоверие, так как первичное место захоронения (которое, кстати с искажением, указано в паспорте захоронения) находится в 100 км (по прямой).
Родился Сергей Иванович Давыдов 19 сентября 1921 года в селе Поповка Новопетровского района Московской области (в настоящее время Рузский район). На военную службу был призван 30 октября 1940 года. После окончания военного авиационного училища и пребывания в запасном авиационном полку в декабре 1942 года был направлен в состав 679-го транспортного авиационного полка 7-й Воздушной армии.
В наградных документах к ордену Красной Звезды, которым С.И. Давыдов был награжден в июле 1944 года говорилось: «…до прибытия в 195 ИАП, в ноябре 1943 года, работал в транспортной авиации, где имел 103 часа налета по транспортным перевозкам и кроме того произвел 3 боевых ночных вылета на бомбометание по переднему краю обороны противника. В 195 ИАП прошел переучивание на ЛаГГ-3 и Як-7. С апреля месяца с.г., начал боевую работу и к настоящему времени имеет 31 успешный боевой вылет (из них 22 на Свирском участке фронта) на прикрытие боевых порядков наземных войск, разведку, сопровождение и прикрытие бомбардировщиков и штурмовиков…».
В следующем году казанские и мурманские поисковики планируют поставить памятные знаки, посвященные летчикам в местах обнаружения обломков их самолетов.
Поисковики Татарстана выражают искрению благодарность аквалангистам дайвинг-клуба «Морской охотник» (г. Мурманск), поисковикам отряда «Икар» (пос. Заозерный Мурманской области) и местным жителям поселка Зеленоборский Сергею Ивановичу Тихомирову и Александру Александровичу Ильинскому за помощь в организации и проведении экспедиции.