Специалисты Всероссийского информационно-поискового центра установили личности членов экипажа Пе-2

Специалисты Всероссийского информационно-поискового центра установили личности членов экипажа Пе-2
04.09.2020

Поисковики Татарстана – инициативная группа проекта «Крылья Татарстана» приняли участие в работе поисковой экспедиции, организованной Ленинградским отделением «Поискового движения России» под городом Кириши Ленинградской области, на месте падения самолета Пе-2. 

Напомним, что техническую поддержку экспедиции оказали ООО «Транснефть-Балтика», руководство и сотрудники Ленинградского районного нефтепроводного управления. В работе экспедиции были задействованы 6 единиц тяжелой техники и около 30-и работников вышеназванных компаний. Их помощь оказалась просто неоценимой, так как место падения самолета находилось в труднодоступном болотистом месте, к которому благодаря их работе удалось проложить подходящую дорогу для тяжёлой техники и использовать ее в работе на месте гибели самолета.

Тогда в течении нескольких дней удалось полностью проверить всю воронку оставшуюся на месте падения самолета и его последующего взрыва. Извлечь из болота фрагменты и обломки самолета, обнаружить заднею оборонительную установку воздушного стрелка-радиста самолета и самое главное обнаружить на одном из капотов самолета, нанесенный красной краской заводской номер самолета 15\12. К сожалению, из-за долгого нахождения фрагмента самолета, на котором был нанесен номер, в болотистой почве, тогда нам не удалось четко идентифицировать этот номер. Одна из цифр читалась двояко: 15\12 или 15\02. По читаемым клеймам ОТК на обнаруженных фрагментах самолета, можно было со 100% уверенностью сказать, что это самолет был изготовлен на заводе № 39 в городе Иркутске в первой половине 1941 года. Оставалось проверить и установить судьбу этих двух самолетов. Причем, в нашей базе данных, составленной на основании архивных документов мы нашли сведения, о том, что самолет Пе-2 № 15\12 был в составе 240-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи ВВС Северо-Западного фронта, и значился не вернувшимся с боевого задания по разведке тылов противника 28 декабря 1941 года.  

В работе по установлению судьбы данного самолета помогли уважаемые в поисково-архивном сообществе наши коллеги Борис Владимирович Давыдов (г. Москва) и Александр Петрович Морзунов (г. Демянск Новгородской области). Оказалось, что оба самолета Иркутского завода с номерами 15\12 и 15\02 на 1941 год значились в составе 240-й ОРАЭ.  И если, как говорилось выше, о судьбе самолета 15\12 у нас были сведения, то о самолете с номером 15\02 мы не знали…

И вот благодаря помощи наших друзей, все встало на свои места. Так, самолет Пе-2 № 15\02 из состава 240-й ОРАЭ был подбит истребителями противника 3 ноября 1941 года. Летчик самолета старший лейтенант Самойлюк Александр Савельевич, смог посадить горящий самолет на территорию занятую противником в районе 40 км северо-восточнее Торопец (Калининская область). Сняв с самолета все вооружение и специальное оборудование, экипаж самолета вместе с партизанами сожгли самолет, чтобы он не достался противнику, и благополучно вернулись в свое подразделение. К сожалению, А.С. Самойлюк не дожил до Победы, его Пе-2 не вернулся с боевого задания 3 февраля 1942 года, когда он уже проходил службу в составе 514-го ближнебомбардировочного авиационного полка ВВС Северо-Западного фронта.

А вот то, что мы предположили ранее (по первичным данным) подтвердилось. Самолет Пе-2 № 15\12 (моторы М-105ра №125-519 и 125-524) из состава 240-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи не вернулся с боевого задания по разведке 28 декабря 1941 года. В состав экипажа самолета входили:

- летчик, лейтенант Рогозин (в других источниках Рагозин) Сергей Александрович. Родился 3 октября 1914 года в городе Молотов (в настоящее время Пермь), пос. Запрут ул. Карла Либкнехта д.13, жена Рогозина Е.С., проживала: РСФСР, город Молотов ул. Островская д.36 кв.1, кадровый, в РККА с декабря 1937 года. В начале 1942 года был награжден орденом Красного Знамени (посмертно). Здесь следует отметить, что Сергей Александрович участник советско-финской кампании, Великую Отечественную войну встретил в составе 48-го БАП, затем воевал в составе 260-го ББАП, где дважды представлялся к правительственным наградам, но их не утвердили. В последнем награждении, командованием 240-й ОРАЭ он представлялся к ордену Ленина;

- младший летчик-наблюдатель, лейтенант Темченко Семен Яковлевич, 1915 г.р., уроженец: УССР Киевская область Корсунский район село Сидоровка, жена Темченко М.М., проживала: Краснодарский край, город Краснодар, улица Карла Либкнехта д.29, кадровый в РККА с 1936 года. Окончил Харьковское военное авиационное училище. Повторно мобилизован 11.02.1940 года. В первых боях Великой Отечественной войны принимал участи в составе ВВС Юго-Западного фронта. В составе 260-го ББАП награжден орденом Красное Знамя приказом от 27 ноября 1941 года. Следующим наградным от 7 декабря 1941 года, командованием 240-й ОРАЭ представлялся к ордену Ленина, но был награжден 16 марта 1942 года орденом Красной Звезды (посмертно);

- воздушный стрелок-радист, младший сержант Никифоров Гавриил Иванович, 1921 г.р., уроженец: РСФСР Чкаловская область Бузулукский район дер. 2-я Елшанка, мать Никифорова М.А., кадровый, мобилизован Чкаловским РВК в 1940 году. Награжден орденом Красной Звезды (представлялся к ордену Ленина) приказом от 16 марта 1942 года (посмертно).

В оперативной сводке ВВС Северо-Западного фронта за 28 декабря 1941 года говориться, что целью их разведки был район Новгорода и Малой Вишеры…К сожалению, из этого вылета по разведке тылов противника экипаж не вернулся…

Проведя дополнительные архивно-исследовательские работы с документами Совета ветеранов ВВС 13-й и 14-й Воздушных армий и переписки Киришского РВК было установлено, что в 50-е годы 20-го столетия, один из местных жителей города Кириши сообщал, что в районе гибели самолета он находил незахороненные останки погибших летчиков. На место падения самолета выезжали работники военкомата и отдела культуры администрации Киришского райисполкома. К сожалению, в документах не удалось найти сведения о дальнейших действиях вышеуказанных организаций, но по аналогии с другими подобными событиями в Киришском районе можно предположить, что обнаруженные тогда останки экипажа самолета, были вывезены с места и торжественно захоронены как неизвестные на центральном воинском мемориале в городе Кириши.  

  

По решению, поисковиков на месте гибели экипажа самолета в скором времени будет установлен памятный знак, на котором будут увековечены их имена. Кроме того, по вновь выявленным данным поисковики выступят с ходатайством перед административными органами власти Киришского района об увековечении имен погибших членов экипажа самолета на указанном выше мемориале. 

 

Поисковики Ленинградской области и Республики Татарстан выражают искрению благодарность генеральному директору ООО «Транснефть-Балтика» Владимиру Марковичу Радову, поисковикам-исследователям истории военной авиации Борису Владимировичу Давыдову (г. Москва) и Александру Петровичу Морзунову (г. Демянск, Новгородская область).

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
Министерство просвещения
Росмолодежь
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ
Телеканал "Победа"
роспатриотцентр
РДШ
РВИО
None
Волонтеры Победы
None
Память поколений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
«ЮНАРМИЯ» – российское детско-юношеское движение
3.	Министерство культуры Республики Крым
Портал Ветераны.РФ
Год Памяти и Славы
Росрекон