Поисковики Татарстана – инициативная группа проекта «Крылья Татарстана» приняли участие в работе поисковой экспедиции, организованной Ленинградским отделением «Поискового движения России» под городом Кириши Ленинградской области, на месте падения самолета Пе-2.
Напомним, что техническую поддержку экспедиции оказали ООО «Транснефть-Балтика», руководство и сотрудники Ленинградского районного нефтепроводного управления. В работе экспедиции были задействованы 6 единиц тяжелой техники и около 30-и работников вышеназванных компаний. Их помощь оказалась просто неоценимой, так как место падения самолета находилось в труднодоступном болотистом месте, к которому благодаря их работе удалось проложить подходящую дорогу для тяжёлой техники и использовать ее в работе на месте гибели самолета.
Тогда в течении нескольких дней удалось полностью проверить всю воронку оставшуюся на месте падения самолета и его последующего взрыва. Извлечь из болота фрагменты и обломки самолета, обнаружить заднею оборонительную установку воздушного стрелка-радиста самолета и самое главное обнаружить на одном из капотов самолета, нанесенный красной краской заводской номер самолета 15\12. К сожалению, из-за долгого нахождения фрагмента самолета, на котором был нанесен номер, в болотистой почве, тогда нам не удалось четко идентифицировать этот номер. Одна из цифр читалась двояко: 15\12 или 15\02. По читаемым клеймам ОТК на обнаруженных фрагментах самолета, можно было со 100% уверенностью сказать, что это самолет был изготовлен на заводе № 39 в городе Иркутске в первой половине 1941 года. Оставалось проверить и установить судьбу этих двух самолетов. Причем, в нашей базе данных, составленной на основании архивных документов мы нашли сведения, о том, что самолет Пе-2 № 15\12 был в составе 240-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи ВВС Северо-Западного фронта, и значился не вернувшимся с боевого задания по разведке тылов противника 28 декабря 1941 года.
В работе по установлению судьбы данного самолета помогли уважаемые в поисково-архивном сообществе наши коллеги Борис Владимирович Давыдов (г. Москва) и Александр Петрович Морзунов (г. Демянск Новгородской области). Оказалось, что оба самолета Иркутского завода с номерами 15\12 и 15\02 на 1941 год значились в составе 240-й ОРАЭ. И если, как говорилось выше, о судьбе самолета 15\12 у нас были сведения, то о самолете с номером 15\02 мы не знали…
И вот благодаря помощи наших друзей, все встало на свои места. Так, самолет Пе-2 № 15\02 из состава 240-й ОРАЭ был подбит истребителями противника 3 ноября 1941 года. Летчик самолета старший лейтенант Самойлюк Александр Савельевич, смог посадить горящий самолет на территорию занятую противником в районе 40 км северо-восточнее Торопец (Калининская область). Сняв с самолета все вооружение и специальное оборудование, экипаж самолета вместе с партизанами сожгли самолет, чтобы он не достался противнику, и благополучно вернулись в свое подразделение. К сожалению, А.С. Самойлюк не дожил до Победы, его Пе-2 не вернулся с боевого задания 3 февраля 1942 года, когда он уже проходил службу в составе 514-го ближнебомбардировочного авиационного полка ВВС Северо-Западного фронта.
А вот то, что мы предположили ранее (по первичным данным) подтвердилось. Самолет Пе-2 № 15\12 (моторы М-105ра №125-519 и 125-524) из состава 240-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи не вернулся с боевого задания по разведке 28 декабря 1941 года. В состав экипажа самолета входили:
- летчик, лейтенант Рогозин (в других источниках Рагозин) Сергей Александрович. Родился 3 октября 1914 года в городе Молотов (в настоящее время Пермь), пос. Запрут ул. Карла Либкнехта д.13, жена Рогозина Е.С., проживала: РСФСР, город Молотов ул. Островская д.36 кв.1, кадровый, в РККА с декабря 1937 года. В начале 1942 года был награжден орденом Красного Знамени (посмертно). Здесь следует отметить, что Сергей Александрович участник советско-финской кампании, Великую Отечественную войну встретил в составе 48-го БАП, затем воевал в составе 260-го ББАП, где дважды представлялся к правительственным наградам, но их не утвердили. В последнем награждении, командованием 240-й ОРАЭ он представлялся к ордену Ленина;
- младший летчик-наблюдатель, лейтенант Темченко Семен Яковлевич, 1915 г.р., уроженец: УССР Киевская область Корсунский район село Сидоровка, жена Темченко М.М., проживала: Краснодарский край, город Краснодар, улица Карла Либкнехта д.29, кадровый в РККА с 1936 года. Окончил Харьковское военное авиационное училище. Повторно мобилизован 11.02.1940 года. В первых боях Великой Отечественной войны принимал участи в составе ВВС Юго-Западного фронта. В составе 260-го ББАП награжден орденом Красное Знамя приказом от 27 ноября 1941 года. Следующим наградным от 7 декабря 1941 года, командованием 240-й ОРАЭ представлялся к ордену Ленина, но был награжден 16 марта 1942 года орденом Красной Звезды (посмертно);
- воздушный стрелок-радист, младший сержант Никифоров Гавриил Иванович, 1921 г.р., уроженец: РСФСР Чкаловская область Бузулукский район дер. 2-я Елшанка, мать Никифорова М.А., кадровый, мобилизован Чкаловским РВК в 1940 году. Награжден орденом Красной Звезды (представлялся к ордену Ленина) приказом от 16 марта 1942 года (посмертно).
В оперативной сводке ВВС Северо-Западного фронта за 28 декабря 1941 года говориться, что целью их разведки был район Новгорода и Малой Вишеры…К сожалению, из этого вылета по разведке тылов противника экипаж не вернулся…
Проведя дополнительные архивно-исследовательские работы с документами Совета ветеранов ВВС 13-й и 14-й Воздушных армий и переписки Киришского РВК было установлено, что в 50-е годы 20-го столетия, один из местных жителей города Кириши сообщал, что в районе гибели самолета он находил незахороненные останки погибших летчиков. На место падения самолета выезжали работники военкомата и отдела культуры администрации Киришского райисполкома. К сожалению, в документах не удалось найти сведения о дальнейших действиях вышеуказанных организаций, но по аналогии с другими подобными событиями в Киришском районе можно предположить, что обнаруженные тогда останки экипажа самолета, были вывезены с места и торжественно захоронены как неизвестные на центральном воинском мемориале в городе Кириши.
По решению, поисковиков на месте гибели экипажа самолета в скором времени будет установлен памятный знак, на котором будут увековечены их имена. Кроме того, по вновь выявленным данным поисковики выступят с ходатайством перед административными органами власти Киришского района об увековечении имен погибших членов экипажа самолета на указанном выше мемориале.
Поисковики Ленинградской области и Республики Татарстан выражают искрению благодарность генеральному директору ООО «Транснефть-Балтика» Владимиру Марковичу Радову, поисковикам-исследователям истории военной авиации Борису Владимировичу Давыдову (г. Москва) и Александру Петровичу Морзунову (г. Демянск, Новгородская область).