"Фейки о войне: глумление над историей страны или халатность чиновников?": Круглый стол в ОП РФ

"Фейки о войне: глумление над историей страны или халатность чиновников?": Круглый стол в ОП РФ
16.07.2020

Эксперты обсудили механизмы искоренения исторической безграмотности в обществе и способы наказания за это

Фейки о войне: глумление над историей страны или халатность чиновников?

15 июля в Общественной палате РФ прошел круглый стол «Небрежность, равнодушие или цинизм? Как “ошибки” в иллюстративных и агитационных материалах искажают историю».

Открывая встречу, председатель Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, ответственный секретарь Поискового движения России Елена Цунаева отметила, что проблема искажения исторических фактов с каждым годом становится все острее и актуальнее.

«Сегодня повсеместно тиражируются факты, искажающие историю нашей страны. Данная проблема стоит весьма остро. Считаю, что необходимо объединить усилия нескольких комиссий Палаты, подключить региональные общественные палаты, чтобы минимизировать, а в будущем искоренить историческую безграмотность, особенно при изготовлении плакатов и других иллюстрированных материалов, посвященных историческим датам. Мне как историку больно видеть, как дискредитируются реальные факты о войне и Победе, как тиражируются ошибки», — сказала член ОП РФ.

По словам общественницы, по итогам серии встреч будет подготовлен пакет предложений и четких рекомендаций органам региональной и муниципальной власти, чтобы потом добиться конвертации их в конкретные решения.

«Надеемся, что в результате молодежь не будет глумиться над историей своей страны, а будет знать ее, ценить, чтить память и передавать следующему поколению уроки патриотизма», — отметила Цунаева.

Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич представил подборку фейков о Второй мировой войне.

«Фейки о войне целенаправленно распространяются в СМИ, но больше через социальные сети. Часто в регионах нерадивые чиновники попустительски относятся к освещению таких исторических дат, как 9 мая, 23 февраля и 22 июня. Власти на местах халатно относятся к информации, которую выдают, и пользователи соцсетей ничего не выдумывают, а просто насмехаются над ошибками», — рассказал Малькевич.

Общественник показал фотографии плакатов и баннеров, которые должны популяризировать историю страны, а вместо этого приводят к казусам и негативу среди граждан. Так, например, на плакате ко Дню Победы изображен финский солдат с финским оружием вместо советского солдата. В центре Орла висит плакат, где слово «ветеран» написано с опечаткой — «ветеринар». Американские корабли используют на плакате, посвященному Дню военно-морского флота.

«Допускается очень много ошибок при написании текстов, которые согласовывают местные чиновники, не подвергая их никакой цензуре. Полнейшее нежелание изучать свою историю. Дизайнеры, райтеры и верстальщики, а особенно заказчики от администрации, не перепроверяют информацию. Самая большая проблема заключается в том, что при обнаружении ошибок и неточностей руководство обещает наказать виновных, но при этом ничего не происходит. Исполнители глупо оправдываются, и нет публичного наказания ответственных лиц», — сообщает член ОП РФ.

Александр Малькевич предложил вносить таких исполнителей в черный список недобросовестных поставщиков услуг и отлучать от получения госзаказов: «В городах, где обнаружены наиболее яркие фейки, надо проверить, какие меры были применены к заказчикам, которые подписали макеты таких плакатов. Мы же наказываем тех, кто делает плохие дороги, и над ними висит дамоклов меч. Значит, и тех, кто плюет на нашу историю, позволяет хамить и так безответственно подходить к исполнению государственных заказов, касающихся исторических дат, необходимо карать. Они чувствуют свою безнаказанность».

Председатель Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Ирина Великанова напомнила об акции «Бессмертный полк», когда были размещены фотографии Гитлера и других нацистов на сайте акции. Член ОП РФ рассказала, что граждане крайне негативно отнеслись к подобным действиям и предложили лишить гражданства тех, кто устроил провокацию.

«Люди считают это проявлением кощунства, варварства и вандализма. Большинство граждан не поддерживает подобные шутки. Это не просто непрофессионализм исполнителей, это незнание истории своей страны и тотальная историческая безграмотность», — отметила Ирина Великанова.

По ее мнению, необходимо организовывать лагеря для студентов и школьников, где будет изучаться история России, значимые даты и персоналии. Общественница считает, что это актуально как для гуманитариев и учащихся творческих вузов, так и для представителей технических специальностей.

Кроме того, она предложила ввести наказание за создание и публикацию фейка об истории страны, а также наказывать чиновников за халатность при изготовлении таких материалов.

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова рассказала про работу Координационный совета ОП РФ по социальной рекламе и социальным коммуникациям, на котором обсуждались проблемы этики при рекламе Великой Отечественной войны.

«Есть примеры, когда ошибка или фейк очевидна и нельзя с этим спорить, а есть этические моменты, когда взгляды экспертов разделяются. Кто-то считает, что так можно преподносить тему войны, а для других это запредельный контент. Все нюансы надо обсуждать в профессиональном сообществе и с потребителями продукции, проводить исследования и фокус-группы, чтобы понимать, что приемлемо, а что нет», — сказала член ОП РФ.

Общественница напомнила, что 3 сентября будет проводиться тотальный диктант, посвященный теме Победы в Великой Отечественной войне. По словам эксперта, необходимо как можно больше детей включать в такую активность, как изучение родного языка и истории своей страны.

Елена Тополева-Солдунова также предложила учредить антиконкурсы и антипремии, где будут выделятся организации за сомнительные достижения в области социальной рекламы. Она отметила, что важно порицание не со стороны государства, а со стороны самого профессионального сообщества.

Заместитель директора ФБГУ «Роспатриотцентр»  Наталья Мандрова отметила что проблема существует ещё и в плоскости формирования гражданской идентичности. В сознании молодых профессионалов не существует проблемы в том, чтобы не знать основных дат в истории страны, ошибиться в исторических фактах. У них нет патриотической идентичности. По ее словам решить эту проблему помогает проект «Большая перемена». В этом году участниками проекта стали более 1 млн школьников выпускных классов.

Участники дискуссии отметили, что необходимо штрафовать не только рекламные агентства, которые создают плакаты с ляпами, но и лично людей и чиновников, ответственных за производство фейковой рекламы.

Кроме того, эксперты предложили создать фотобанк, посвященный военной тематике, чтобы люди, не обладающие компетенцией, могли обратиться к нему и взять правильное фото. Другое предложение — это создать своих блогеров, которые будут бороться с фейками на государственном уровне.

Подводя итоги, Елена Цунаева отметила, что обсуждение проблематики продолжится 24 июля в городе-герое Севастополе, там пройдет круглый стол «Глупая шутка или намеренная ложь? Фейки как угроза сохранению исторической правды».

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
Министерство просвещения
Росмолодежь
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ
Телеканал "Победа"
роспатриотцентр
РДШ
РВИО
None
Волонтеры Победы
None
Память поколений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
«ЮНАРМИЯ» – российское детско-юношеское движение
3.	Министерство культуры Республики Крым
Портал Ветераны.РФ
Год Памяти и Славы
Росрекон