Эксперты обсудили механизмы искоренения исторической безграмотности в обществе и способы наказания за это
Фейки о войне: глумление над историей страны или халатность чиновников?
15 июля в Общественной палате РФ прошел круглый стол «Небрежность, равнодушие или цинизм? Как “ошибки” в иллюстративных и агитационных материалах искажают историю».
Открывая встречу, председатель Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, ответственный секретарь Поискового движения России Елена Цунаева отметила, что проблема искажения исторических фактов с каждым годом становится все острее и актуальнее.
«Сегодня повсеместно тиражируются факты, искажающие историю нашей страны. Данная проблема стоит весьма остро. Считаю, что необходимо объединить усилия нескольких комиссий Палаты, подключить региональные общественные палаты, чтобы минимизировать, а в будущем искоренить историческую безграмотность, особенно при изготовлении плакатов и других иллюстрированных материалов, посвященных историческим датам. Мне как историку больно видеть, как дискредитируются реальные факты о войне и Победе, как тиражируются ошибки», — сказала член ОП РФ.
По словам общественницы, по итогам серии встреч будет подготовлен пакет предложений и четких рекомендаций органам региональной и муниципальной власти, чтобы потом добиться конвертации их в конкретные решения.
«Надеемся, что в результате молодежь не будет глумиться над историей своей страны, а будет знать ее, ценить, чтить память и передавать следующему поколению уроки патриотизма», — отметила Цунаева.
Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич представил подборку фейков о Второй мировой войне.
«Фейки о войне целенаправленно распространяются в СМИ, но больше через социальные сети. Часто в регионах нерадивые чиновники попустительски относятся к освещению таких исторических дат, как 9 мая, 23 февраля и 22 июня. Власти на местах халатно относятся к информации, которую выдают, и пользователи соцсетей ничего не выдумывают, а просто насмехаются над ошибками», — рассказал Малькевич.
Общественник показал фотографии плакатов и баннеров, которые должны популяризировать историю страны, а вместо этого приводят к казусам и негативу среди граждан. Так, например, на плакате ко Дню Победы изображен финский солдат с финским оружием вместо советского солдата. В центре Орла висит плакат, где слово «ветеран» написано с опечаткой — «ветеринар». Американские корабли используют на плакате, посвященному Дню военно-морского флота.
«Допускается очень много ошибок при написании текстов, которые согласовывают местные чиновники, не подвергая их никакой цензуре. Полнейшее нежелание изучать свою историю. Дизайнеры, райтеры и верстальщики, а особенно заказчики от администрации, не перепроверяют информацию. Самая большая проблема заключается в том, что при обнаружении ошибок и неточностей руководство обещает наказать виновных, но при этом ничего не происходит. Исполнители глупо оправдываются, и нет публичного наказания ответственных лиц», — сообщает член ОП РФ.
Александр Малькевич предложил вносить таких исполнителей в черный список недобросовестных поставщиков услуг и отлучать от получения госзаказов: «В городах, где обнаружены наиболее яркие фейки, надо проверить, какие меры были применены к заказчикам, которые подписали макеты таких плакатов. Мы же наказываем тех, кто делает плохие дороги, и над ними висит дамоклов меч. Значит, и тех, кто плюет на нашу историю, позволяет хамить и так безответственно подходить к исполнению государственных заказов, касающихся исторических дат, необходимо карать. Они чувствуют свою безнаказанность».
Председатель Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Ирина Великанова напомнила об акции «Бессмертный полк», когда были размещены фотографии Гитлера и других нацистов на сайте акции. Член ОП РФ рассказала, что граждане крайне негативно отнеслись к подобным действиям и предложили лишить гражданства тех, кто устроил провокацию.
«Люди считают это проявлением кощунства, варварства и вандализма. Большинство граждан не поддерживает подобные шутки. Это не просто непрофессионализм исполнителей, это незнание истории своей страны и тотальная историческая безграмотность», — отметила Ирина Великанова.
По ее мнению, необходимо организовывать лагеря для студентов и школьников, где будет изучаться история России, значимые даты и персоналии. Общественница считает, что это актуально как для гуманитариев и учащихся творческих вузов, так и для представителей технических специальностей.
Кроме того, она предложила ввести наказание за создание и публикацию фейка об истории страны, а также наказывать чиновников за халатность при изготовлении таких материалов.
Председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова рассказала про работу Координационный совета ОП РФ по социальной рекламе и социальным коммуникациям, на котором обсуждались проблемы этики при рекламе Великой Отечественной войны.
«Есть примеры, когда ошибка или фейк очевидна и нельзя с этим спорить, а есть этические моменты, когда взгляды экспертов разделяются. Кто-то считает, что так можно преподносить тему войны, а для других это запредельный контент. Все нюансы надо обсуждать в профессиональном сообществе и с потребителями продукции, проводить исследования и фокус-группы, чтобы понимать, что приемлемо, а что нет», — сказала член ОП РФ.
Общественница напомнила, что 3 сентября будет проводиться тотальный диктант, посвященный теме Победы в Великой Отечественной войне. По словам эксперта, необходимо как можно больше детей включать в такую активность, как изучение родного языка и истории своей страны.
Елена Тополева-Солдунова также предложила учредить антиконкурсы и антипремии, где будут выделятся организации за сомнительные достижения в области социальной рекламы. Она отметила, что важно порицание не со стороны государства, а со стороны самого профессионального сообщества.
Заместитель директора ФБГУ «Роспатриотцентр» Наталья Мандрова отметила что проблема существует ещё и в плоскости формирования гражданской идентичности. В сознании молодых профессионалов не существует проблемы в том, чтобы не знать основных дат в истории страны, ошибиться в исторических фактах. У них нет патриотической идентичности. По ее словам решить эту проблему помогает проект «Большая перемена». В этом году участниками проекта стали более 1 млн школьников выпускных классов.
Участники дискуссии отметили, что необходимо штрафовать не только рекламные агентства, которые создают плакаты с ляпами, но и лично людей и чиновников, ответственных за производство фейковой рекламы.
Кроме того, эксперты предложили создать фотобанк, посвященный военной тематике, чтобы люди, не обладающие компетенцией, могли обратиться к нему и взять правильное фото. Другое предложение — это создать своих блогеров, которые будут бороться с фейками на государственном уровне.
Подводя итоги, Елена Цунаева отметила, что обсуждение проблематики продолжится 24 июля в городе-герое Севастополе, там пройдет круглый стол «Глупая шутка или намеренная ложь? Фейки как угроза сохранению исторической правды».