В Общественной палате РФ 7 июля прошла общественная экспертиза проекта Федерального закона № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся».
Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, ответственный секретарь Поискового движения России Елена Цунаева считает важным, что в рассматриваемый законопроект к процессу воспитания обучающихся подходит комплексно: «Это, на мой взгляд, золотая середина, которая позволит нам вернуться к той воспитательной функции, которую всегда несли образовательные учреждения. Школа — это то место, где процесс воспитания должен быть».
По ее мнению, необходимо прояснить важные моменты: как не утяжелить работу педагогов-предметников и классных руководителей; как сделать, чтобы в процессе воспитания участвовали не только школа и родительский комитет, но и многочисленные общественные организации, которые имеют опыт практической работы в образовательных учреждениях.
Воспитание никогда не исчезало из образовательного процесса, эта деятельность упорядочивается, а ключевой вопрос — как будут реализованы обсуждаемые нормы закона, подчеркнула Наталья Кравченко, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного и школьного образования и просветительской деятельности, директор по стратегическому развитию Кружкового движения НТИ.
«Важно поддержать диалог и получить обратную связь от педагогического и родительского сообщества, подключить к разговору молодежь, выстроить такой механизм, чтобы сделать воспитательную работу эффективной и полезной, а не превратить ее в формальный механизм», — пояснила общественница.
Статс-секретарь — заместитель министра просвещения Российской Федерации Андрей Корнеев напомнил, что если вопросы обучения очень детально расписаны в действующем Федеральном законе «Об образовании», то вопросы воспитания только упоминаются, а каких-то механизмов реализации в нем нет. Обсуждаемый законопроект как раз и задает образовательным организациям направление воспитательной деятельности. Он также рассказал, что министерством совместно с экспертным сообществом разработана примерная программа воспитания учащихся для образовательных организаций.
«Она прошла апробацию в 730 школах, получила одобрение со стороны образовательного сообщества и 2 июня утверждена как базовая для внедрения с 1 сентября этого года по всей системе образования. Это конструктор, из которого можно сложить программу воспитания по всем уровням образования; предусмотрены все основные моменты — и организационные, и идеологические», — поделился он.
Наталья Кравченко обратила внимание на то, что было бы полезно создать некую базу знаний, в которую можно было бы обратиться за контентом в сфере воспитания и где эксперты и педагоги размещали бы соответствующие материалы — подборки фильмов, например, по тематике исторического наследия, примерные задания для рефлексии с классом, подборки возможных мероприятий и т. д.
Коллегу поддержал член Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Никита Данюк. Кроме того, он поднял вопрос о том, будет ли меняться система подготовки педагогических кадров: «Можно дать замечательный контент, прочитать новый закон, понять, какие цели в нем заключаются, но, когда человеку преклонного возраста пытаются без подготовки предоставить новые инструменты, в том числе новые медиатехнологии и средства новой коммуникации, он теряется».
Наталья Агре, член Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов, считает, что Общественная палата РФ должна стать основополагающим институтом, который бы помогал создавать спрос на воспитание, актуализировал бы эту тему.
«Организовать здесь межкомиссионную рабочую группу, которая бы обсуждала, в том ли направлении мы идем, те ли ориентиры закладываем. Воспитать ребенка можно по-разному, но, как мы видим сегодня, для одних людей белое — это белое, для других — черное. Важно договориться, как это было в нашем детстве, что такое хорошо, а что такое плохо и что мы ждем от гражданина РФ», — заявила она.
Участники мероприятия сошлись во мнении, что к разработке законодательных инициатив, организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях необходимо привлекать самих учащихся, общественные организации — волонтерские, ветеранские, патриотические, а также учреждения дополнительного образования.
«Очень хочется, чтобы это была гибкая стратегия с основными постулатами. Так как у нас огромная страна, у всех регионов есть свои культурные традиции, свои особенности. И надо, чтобы каждый регион имел свободу детальности, а мы оценивали, как они справились с этой работой», — сказал председатель общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» Сергей Рязанский.
Елена Цунаева предложила использовать потенциал общественных организаций для проведения независимого мониторинга воспитательной деятельности.
Участники общественной экспертизы сформировали предложения и замечания, которые, на их взгляд, необходимо учесть при доработке законопроекта.
Так, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павел Пожигайло предлагает разработать для образовательных организаций единую государственную рабочую программу с учетом воспитательного процесса с подключением к этой работе экспертов ОП РФ, а также ввести единые учебники по литературе и истории на основе нравственных ценностей и исторической памяти и с учетом половозрастных, психологических и национальных особенностей ребенка.
Надежда Куранина, член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, обратила внимание на то, что законопроект предусматривает участие советов обучающихся и советов родителей в разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы. По мнению общественницы, формулировку «советы обучающихся» необходимо заменить на «обучающиеся», что, по ее мнению, позволит увеличить разнообразие детских организаций и объединений, участвующих в формировании воспитательного процесса в образовательных организациях.
По мнению общественницы, это положение необходимо расширить, чтобы увеличить разнообразие детских организаций и объединений.
Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Сергей Станченко затронул еще одну дискуссионную тему — нужны ли в образовательных организациях отдельные должности для работников, связанных с воспитанием.
«Не надо считать, что есть отдельно воспитание и образование. Воспитанием занимаются все педагоги. Перспективы, которые видит ребенок, во многом зависят от того, насколько учитель ярко и приближенно к жизни ведет свои уроки. Это тоже воспитание», — говорит он.