Лучшее враг хорошего: чиновники потеряли фамилии двух тысяч защитников Отечества

Лучшее враг хорошего: чиновники потеряли фамилии двух тысяч защитников Отечества
29.05.2015

 В 1898 году в Новгородском уезде родился Пашенин Дмитрий Васильевич – прадед по отцовской линии. На момент начала Великой Отечественной Войны было у него 5 детей – сын и 4 дочери (одна из них, моя родная бабушка). В 1941 году прадеда призвали в ряды Красной армии. Служил он в 85 стрелковой дивизии и погиб в бою 7 апреля 1944 года, и, судя по похоронке, был похоронен в дер. Подборовье Ленинградской обл. Хотя соседка видела его в Колпино незадолго до гибели, передавал привет родным. Но, сколько не искали мои родственники, прадеда так и не нашли. После работы с архивами и выездов на братские захоронения удалось установить, что перезахоронен он в пос. Красный Бор в 20 минутах езды от бабушкиного дома. Жаль только, установить это мне удалось лишь в 2010 году и многие из его детей так и не смогли посетить братской могилы. Но младшие дочери Дмитрия Васильевича каждое 9 мая встречали именно в пос. Красный бор. Так было и в этом году. Вот только приехав всей семьёй на обновлённую братскую могилу фамилии прадеда там уже не было. У бабушки весь этот день прошёл со слезами на глазах. Ведь только недавно мы смогли найти её отца, которого она 65 лет безуспешно ждала, и тут снова его потеряли. Тщетно вчетвером обошли все плиты, Пашенина не было, пропал без вести…




На следующий день бабушка пошла в военкомат. Где ей, ознакомившись с похоронкой, заявили, что её отец никак с Красным Бором не связан, нет его там, поэтому и фамилия отсутствует. Каково это дважды узнать, что все труды по поиску были напрасными, что всё это время мы жили в иллюзорном мире? Каково это для 83-летней бабушки инвалида с кардиостимулятором? Ради этого она посвятила большую часть своей жизни на благо Тосненского района? Ради этого переносила вся тяготы войны?

Похоже, чиновникам в кабинетах сложно поднять учётную карточку воинского захоронения. Поэтому всё пришлось делать самому, благо за 5 лет всё стало намного проще. В учётной карточке на воинское захоронение по адресу пос. Красный Бор ул. К.Маркса чёрным по белому под пунктом номер 70 зафиксирован Пашенин Дмитрий Васильевич, погибший 7 апреля 1944 года. Тогда куда смотрели сотрудники военкомата? Просто озвучили данные похоронки, лишь бы скорее попрощаться. Подборовье с Красным Бором сложно связать гражданскому человеку, а для профильных сотрудников… но это уже вопрос об уровне компетентности работников.

На этом можно было бы и ограничиться. Попросить виновников трагедии найти Покудину Людмилу Дмитриевну проживающую на улице с гордым названием Победы, позвонить ей и извиниться (большего уже и не дождёшься), но сравнив данные нынешних плит на воинском захоронении и фотографий сделанных мною в 2010 году, помимо моего прадеда там ещё уйма пропавших фамилий, а значит, многие семьи так же могут оказаться в подобной ситуации. Поэтому было решено немножко углубиться в данную проблему, для проверки выбрал фамилии от «Па-» до «Пер-». Чтобы не быть голословным предоставлю фотографии нынешних плит и фотографию 2010 года.

Где же ефрейтор Патанин В.И, лейтенант Пауткин И.Е, мл. сержант Паутов Н.Н., красноармеец Пашковский С.М., сержант Пахолков П.А., рядовой Пахомов Е.Н.? Тоже пропали без вести? Если свериться с документами, то ещё много фамилий можно перечислить. Напрашивается извечный вопрос – кто виноват, и что делать?

Крайнего всегда найти можно, но, если взглянуть правде в глаза... Кто предоставлял фамилии? Кто сверял данные новых плит со старыми? Ну и самое главное – КТО ПРИНИМАЛ ГОТОВЫЙ ОБЪЕКТ???

Конечно, можно начать оправдываться, что старались успеть к 9 мая, но тогда бы отсутствовали определённые участки в алфавитном порядке, а тут получается выборка. Можно перевести всю вину на устаревшие данные, но в сети учётные карточки на воинские захоронения в свободном доступе, и получить последние данные – дело 5 минут. Вот только если все будут стараться сделать абы как только ради показухи на значимые даты, то грош цена такому патриотизму. Уважать свою историю, чтить память предков, быть примером для подражания, делать правильные выводы из совершённых ошибок – дело всей жизни. Надеюсь, в моём любимом Тосненском районе таких нелепостей больше не повторится. Берегите ветеранов, живых свидетелей той войны с каждым годом всё меньше и меньше.

P.S. Бабуль, а ты не принимай всё близко к сердцу, мы тебя очень любим.

После публикации данной статьи в районной газете – «Тосненский вестник» и более широкой статьи на сайте 47Новостей начались поиски «крайнего». 

«Вы не вникайте, все равно не поймете. Напишите, что все исправим, и все будет хорошо», - напутствовал директор-изготовитель плит Анатолий Докторов.

Цитировать слова главы Красноборской администрации  Мельникова можно долго, но всё сводится к шикарной по своей циничности фразе, произнесённой на камеру: - «Этих 2 тысяч фамилий здесь никогда не было в природе... Сейчас здесь фамилий гораздо больше, чем было когда-то на плитах».

Тогда может, стоит заглянуть на доступные в сети фотографии 2010 года – около 4800 бойцов.

Так если на 2010 год на мемориале по ул. Карла Маркса были плиты с фамилиями около 4800 бойцов (что подтверждается фотографиями), то почему за 5 лет количество увековеченных сократилось до 3600? Может по той же причине они с 1995 года из 5658 человек сократились до 4800. Похоже, кто-то перепутал местное самоуправление с местным самоуправством.

Но давайте вернёмся к словам чиновников: - «Примерно шесть новых плит (каждая по 30 фамилий — ред.) увезли на другое братское захоронение в Красном Бору, на улице Красноборской», - честно признался депутат и глава Красноборского муниципального образования Игорь Шишкин. А раз так, то возможно прадед числится там, но и здесь его не было.

Проверяем захоронение по Красноборской улице — не считал, сколько пофамильно числится на плитах, но пройдя по ссылкам, все желающие могут проверить информацию.

Оба воинских захоронения выполнены с нарушениями и ошибками. Разговоры чиновников про то, что всё проверялось и перепроверялось, разбивается о факты.

Вот 4 плиты, с ул. Красноборской (фото от 18 мая 2015 года)  -  - на которых увековечены военнослужащие с фамилией на «А-». Всего — 99 фамилий. А вот списки из УК на данное воинское захоронение — 123 фамилии. Теперь все желающие могут прямо здесь открыть документы и ознакомиться с озвученными мною данными, приведёнными в сюжете НТВ. Потратьте полчаса — часик и сами убедитесь что даже те фамилии которые Администрация всё же решила увековечить на плитах занесены с ошибками и опечатками.
Допустим сделали пофамильную сверку по ОБД и архивам, по паспортам на воинские захоронения, по всем бойцам, удалили "ненужных" (как мой прадед) из новых списков, то почему даже после такой кропотливой работы, на Мемориалах присутствуют ошибки? По К.Маркса: Патаков Иван Иванович — отсутствует на воинском захоронении, Осипов П.В. по всем документам о выбытии дата смерти указана 25.01.1944 года, Тосненский район, в УК на захоронение проходит по 24.01.1944. И ведь эта ошибка уже не одно десятилетие повторяется на мемориальных плитах и никому нет никакого дела. По Красноборской улице: Апраксин Михаил Сергеевич 1914 года рождения как мог появиться, если он был вычеркнут из Учётной Карточки захоронения ещё в 90-е годы? Или же опечатки в данных бойцов — серж. Асылкарнев Салих Ахметович покоится почему-то теперь без имени и отчества (но тут хоть дописать можно), а вот Абакумов Иов Иович вместо 4.02.43г. погиб на плитах на 3 дня позже, Агеев Алексей Гаврилович из краснофлотца превратился в красноармейца. Ещё один пример - Морчев Дмитрий Васильевич 1923 года рождения, погибший в деревне Мокколово и Морчев Василий Дмитриевич 1923 года погибший там же, да и служили они оба в 43 СД и умерли в один день – один и тот же человек, который должен быть увековечен на плитах на Красноборской улице.  Но кому до этого есть дело, кроме родственников бойца, живущих в Ленинградской области (они тоже регулярно приезжают на мемориалы Красного Бора).

Вернёмся к паспортам на воинские захоронения. Все паспортизированные захоронения Тосненского района выложены на сайте - Красный Бор ни одного захоронения не предоставил.

Тут уже стоит поставить вопрос о ненадлежащем исполнении Поручения Президента Российской Федерации от 31 июля 2013г. № Пр-1831 по итогам 34-го заседания Российского организационного комитета «Победа» в части п.3 «б» по обеспечению проведения паспортизации (в том числе обновлению ранее оформленных паспортов) воинских захоронений. Срок – 1 января 2015 года.  На основании статьи 5 Закона Российской Федерации №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» государственный учет воинских захоронений на территории Российской Федерации ведется местными органами власти и управления с составлением паспортов на каждое воинское захоронение.

Как следует из письма ВрИД начальника Управления Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества В.Кудинского в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации № 328/2/1076 от 4 марта 2014 года: целями паспортизации является 100% выявление имеющихся воинских захоронений на территории Российской Федерации, независимо от времени создания: периодов Первой мировой войны, Гражданской войны, Великой Отечественной войны, послевоенных конфликтов, в том числе воинов-интернационалистов. В данном письме отмечено, что первые экземпляры паспортов (учетных карточек) с подписями руководителей и печатями органов местного самоуправления и отделов военных комиссариатов по муниципальным образованиям должны быть направлены в адрес вышеуказанного Управления.

Полная информация имеется у главы администрации Красноборского городского поселения Мельникова С.А., но почему-то на сайте она не опубликована, а ведь май уже заканчивается.  «Список составляли тщательно. Насколько я знаю, хоть это и было при прежнем главе, сотрудница администрации переписывала каждую фамилию со старых плит и работала с архивами», — рассказал глава администрации Мельников. Выходит крайний уже есть.

Хотя самый простой вариант был бы самой Администрации подать официальный запрос в ЦАМО на предоставление к увековечению пофамильного списка военнослужащих по данному воинскому захоронению. И были бы на руках все данные необходимые для работы, и сотрудницу, работавшую с архивами и плитами, от подозрений в ненадлежащем исполнении поставленного задания отвели. Более полного ответа, чем из ЦАМО сложно получить.

В соответствии всё с той же ст.5 Закона Российской Федерации № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» полномочия по содержанию воинских захоронений также возложены на местные органы власти, на территории которых они находятся.
Полномочия свои местные органы исполняют надлежащим образом. Даже на сайте гос.закупок торги устроили, а не абы кому за несусветную сумму предложили работы выполнить —   и работы по благоустройству территории и ремонту мемориалов воинских захоронений приняли в декабре месяце у выигравшей этот контракт СМУ-122. Должны были тщательно всё проверить, т.к. на благоустройство выделено было из бюджета Красноборского городского поселения Тосненского района Ленинградской области аж 3030480 рублей. Всё расходование бюджетных средств прописано в условиях контракта.  В копии контракта прописано количество плит (по 30 военнослужащих на каждой — запомним это условие контракта) и количество знаков по каждому из мемориалов: Красноборская ул. — 84 плиты и 45360 знаков; К.Маркса — 145 плит и 78300 знаков. Количество знаков не считал, а вот по плитам на 18.05.2015 г. выходит, что на Красноборской установлено 84 плиты, но допущены ошибки в данных на бойцов, из них на одной плите — 25 имён (вместо 30 по договору) начиная с Фетисова, на второй — 24 начиная с Яшина, на третьей одно — Матузов, А по К.Маркса на 18 мая было установлено 124 плиты по 30 человек, 1 плита с одним бойцом, 1 плита с двумя увековеченными. Выходит, что захоронения приняли задним числом и в неполном объёме. Захоронение на К.Маркса – недосчиталось 21 плиты и было торжественно открыто, захоронение на Красноборской улице (не смотря на сроки и ошибки) выполнено практически в полном объёме, но очень хочется увидеть паспорт со всеми фамилиями, если Администрации не плевать на Поручение Президента РФ. Данные паспорта и будут являться базой для внесения изменений в ОБД Мемориал, и если там допущены такие же ошибки, как и на воинских захоронениях, то возможно в ближайшие 20 лет этот документ будет являться основанием для исключения 2000 бойцов. Это же на самом деле уже даже не муниципальное дело - вся страна обязана своим существованием погибшим в Великой Отечественной Войне.

Непонятно, кто выполнял работы по нанесению фамилий на мемориальные плиты. СМИ пишут — ООО «Стела», в договоре СМУ-122. Хотя в Тосненском Вестнике от 12.11.2014 года на стр. 2 в самом конце приводятся слова директора «Стелы», что они должны подрядчику за благоустройство около 5 млн. рублей. Какому подрядчику и почему они? В итоге у кого работу принимала местная Администрация? Кто допустил ошибки в данных и кто будет их исправлять? ООО Стела директор которой отдал из собственных средств 12 млн. рублей на данную работу или странное СМУ-122, которое выиграло торги на выполнение гос.заказа за 3 млн. рублей? Почему-то с цифрами везде беда. Чем больше ответов получаем, тем больше вопросов появляется.

Уже больше недели прошло с момента публикации первой статьи в СМИ. Какие сдвиги на местах? На каком этапе проходит проверка и проходит ли она вообще? С воинскими захоронениями работают или пустили на самотёк? На официальных порталах Администраций — тишина, никаких данных по повесткам заседаний рассматривающих вопрос воинских захоронений нет. Сайт Красноборской городской администрации — "Сайт частично находится в разработке, приносим свои извинения" — выглядят хорошим оправданием для всего, что происходит. Да и "частично" это распространяется на раздел с новостями, публикации в СМИ тоже не заполнены. Может и здесь нужно помочь с хорошими специалистами?

Вся информация по мемориальным плитам, фотографии, учётные карточки, договоры гос.закупок, данные предприятий имеется в свободном доступе, ссылки мною выше предоставлены. Убедитесь сами – мы дважды потеряли этих ребят. Судьбы более чем 2000 солдат сейчас зависят от нас с вами, у каждого из них есть имя, фамилия, отчество, у многих остались родные, а у кого-то кроме нас – никого. Давайте вместе вернём их имена, они отдали жизни за нас и мы перед ними в неоплатном долгу. Не может такого количества ребят «не быть в природе», не может!

А все желающие высказать своё мнение и быть услышанными Администрацией Красного Бора могут оставить свой комментарий здесь. Судя по ответам от анонимов и жалобам в редакцию, чиновники следят за этой темой.

Удачи нам всем в нелёгком деле увековечения памяти погибших при защите Отечества!

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
Министерство просвещения
Росмолодежь
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ
Телеканал "Победа"
роспатриотцентр
РДШ
РВИО
None
Волонтеры Победы
None
Память поколений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
«ЮНАРМИЯ» – российское детско-юношеское движение
3.	Министерство культуры Республики Крым
Портал Ветераны.РФ
Год Памяти и Славы
Росрекон