Повторил подвиг Сусанина
На липецкую землю гитлеровцы вторгались дважды. Очевидцы страшных событий поведали о жестокости врага в отношении ни в чем неповинных мирных жителей.
Измалковский район находился под оккупацией с 28 ноября по 13 декабря 1941года. Расстреляно 22 мирных жителя, повешено — 2, умерло после истязаний и пыток — 3, погибло от бомб и снарядов — 2, убито военнопленных — 14.
Так, 7 декабря житель села Чернава Алексей Тимофеевич Газин был доставлен в штаб комендатуры по подозрению в связи с партизанами. Два часа продолжались пытки и избиения. Ничего не добившись, шесть немецких автоматчиков вывели его на площадь около церкви. Раздалась короткая очередь из автомата.
Жестоко расправились и с жителем села Афанасьево Вобликовым Василием Яковлевичем. Местные жители рассказывали: «Проводив на фронт своего сына, Василий Яковлевич остался в доме за хозяина. Началась долгая военная зима. В ходе Елецкой наступательной операции 1941 года был освобожден город Елец, немцы пытались вырваться из окружения.
Глухой морозной ночью с 9-го на 10 декабря отряд из трехсот гитлеровцев отступал через село Афанасьево, где и решил найти проводника. Прикладами выбили дверь и ворвались в дом старика. Домочадцев не тронули, но самому Василию Яковлевичу не дали даже обуться. Босиком вытолкали за дверь и велели показать дорогу до села Измалково. Кратчайший путь вел вдоль железной дороги, но Вобликов выбрал противоположное направление. Оккупанты оказались в Лопаткинских оврагах — непроходимом зимой месте. Разгадавшие замысел проводника немцы закололи его штыками. Но отряд окончательно сбился с пути и был разгромлен частями Красной Армии.
Утром соседи нашли убитого героя и принесли домой. На теле Василия Яковлевича обнаружили более двадцати колотых ран».
Война против старых и малых
C 6 июля 1942 года и по 26 января 1943 года захватчики хозяйничали в Больше-Полянском районе. Они уничтожили 15 мирных жителей. Среди них был и девятилетний мальчик Деханов Витя. После трехдневных пыток он был расстрелян. В селе Никольское колхозницу Ефремову Марию Петровну с пятью детьми выгнали из дома и всех расстреляли.
При отступлении фашисты полностью сожгли село Казинку — 306 домов, в с. Михайловка — 94 дома, д. Никольское — 153 дома, с. Лобановка — 36 домов, с. Балынковка — 36 домов, с. Хрущевка — 128 домов, поселок Озерки — 39 домов, с. Озерки — 65 домов и с. Березовка — 105 домов.
Грязинский район и город Грязи не были оккупированы гитлеровцами, однако подвергались массивным бомбардировкам с воздуха. Документ свидетельствует: «…4 июля 1942 года в 18 часов на станции Грязи был совершен налет вражеских самолетов, налет был трех самолетов «Хенкель-111», 5 июля 1942 года в 5 часов 10 минут утра налетело 28 вражеских самолетов, которые сбрасывали бомбы разного калибра, из коих: 2 тонных, 7 по 500 килограмм,42 по 200 килограмм, 61 по 100 килограмм, 67 по 50 килограмм.
3 – 4 августа 1942 года на город Грязи налетело 36 самолетов марки Хенкель-111, сброшено бомб: тонных — 11 штук, по 500 килограмм — 8 штук, в 200 килограмм — 18, в 100 килограмм — 32, в 50 килограмм — 46.
7 сентября 1942 года в 6 часов 40 минут утра налетало 11 вражеских самолетов «Миссершмидт», всего сброшено бомб: тонных — 6 штук в 4-х километрах от станции Грязи в поле, 3 бомбы на путях железной дороги, 54 бомбы разного калибра также по поселку в поле, жертв не было.
От налетов вражеской авиации пострадало гражданского населения — жителей города Грязи и окрестностей района всего 530 человек, из коих убито 195 человек…».
Немало жертв было в оккупированном Долгоруковском районе.
Вот некоторые факты.
— Стрелецкий сельский Совет. 4 декабря 1941 г. в колхозе имени Коминтерна были убиты 20 мирных граждан — погонщиков скота.
— Богато-Платовский сельский Совет. 3 декабря 1941 г. в колхозе имени Ленина застрелен из автомата колхозник Ключенков Стефан Никифорович. В тот же день расстреляны 19 погонщиков скота.
— Свишенский сельский Совет. В деревне Ильинка 8 декабря 1941 г. был застрелен инвалид Отечественной войны колхозник колхоза «Красное Гремячье» Родионов Василий Петрович и его отец Родионов Петр Егорович, бросившийся заступаться за сына.
8 декабря был заживо сожжен в скирде соломы председатель колхоза «Красная заря» Большебоевского сельсовета Горностаев Иван Федорович. Он вместе с советскими солдатами разведывал обстановку в деревне Рябинки и бросил гранату в немецкий штаб. Страшный момент казни И.Ф. Горностаева запечатлен на картине липецкого художника В.М. Лузанова «Казнь Горностаева. Год 41», которая хранится в Долгоруковском музее.
9 декабря в деревне Ильинка в овраге убиты 7 человек — воинов Красной Армии.
Всего по району расстреляны 70 человек. Сумма материального ущерба составила 29410114 рублей.
Воловский район подвергался оккупации дважды. Не было ни одного населенного пункта,где бы ни оставили кровавый след фашисты.
В акте об ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками Воловскому району от 30 апреля 1943 года, указано: «Расстреляно, повешено, сожжено — 239 человек, среди них 71 женщина и 61 ребенок, изувечено — 102, уведено в неволю — 71». К акту приложен список жертв. В районном центре немецкий офицер убил головой о стену двухлетнего сына Аксиньи Байковой за то, что ребенок плакал.
В селе Вышнее Большое каратели устроили показательную казнь местных жителей. Они согнали в деревянный дом 56 женщин, стариков, детей и заживо их сожгли. С тех пор село Вышнее Большое называют «воловской Хатынью». На месте трагедии установлен обелиск, на котором начертаны имена 12 погибших в огне, фамилии остальных так и остались неизвестными. А у подножия обелиска камни — единственное, что осталось от фундамента хаты.
В деревне Шаталово (современная территория села Ивановка Ожогинского сельсовета), на берегу реки Олым, в бывшей конюшне фашисты устроили концентрационный лагерь. Здание обнесли забором, обтянули колючей проволокой. Рядом овраг, на краю которого расстреливали узников.
Волынский район подвергался оккупации с 23 ноября по 15 декабря 1941 г. Расстреляно 49 человек. Повешены председатель Полево-Локотецкого сельского Совета Кулаков Федор Павлович и председатели колхозов Соловьев Федор Иванович и Бородин Илья Егорович, сожжена колхозница Гаврилина Анисья Васильевна. Гаврилина была больна и лежала в своей избе; немцы подожгли ее дом и не позволили спасти женщину ни родственникам, ни соседям.
Развалины и пепелища
На территории Елецкого района за время оккупации было убито 74 человека. Из акта от 21 октября 1944 г.: «В соответствии с актами местных комиссий и свидетельскими показаниями колхозников за время оккупации Елецкого района с 3 по 9 декабря 1941 г. немецко-фашистскими оккупантами были совершены злодеяния над мирными гражданами: злодейски расстреляно 7 человек, из них секретарь Чернышевского сельского Совета Иванов Прокофий Егорович, который по телефону сообщал району о продвижении немецких частей. В Воронецком сельском Совете расстреляны Скулков Иван Петрович и Колчанов Василий Федорович, работавшие на Воронецком спиртзаводе, которые находились в партизанском отряде, при поездке в разведку были пойманы немцами и расстреляны. Кроме того, были расстреляны колхозники II Казацкого сельского Совета Гореликов Денис Иванович — председатель колхоза «Новый свет», колхозники колхоза «Многополье» Стужалов Константин Андреевич и Куреев Евдоким Игнатьевич, которые по подозрению были взяты, как партизаны».
За время пребывания фашистов в Ельце с 4 по 9 декабря 1941 года и последующих бомбардировок городскому коммунальному хозяйству и культурно-просветительным учреждениям нанесен колоссальный ущерб. Превращены в развалины 92 дома, сожжены средняя школа № 2, начальная школа № 3, разрушены городская больница, грязелечебница. В особенности ожесточенной бомбардировке подвергался елецкий железнодорожный узел. В результате чего разрушено 504 здания, в том числе жилых — 159.
Общий ущерб составил 160 миллионов рублей. Эти сведения взяты из доклада заместителя председателя Елецкого горисполкома Смирнова на сессии горсовета в апреле 1944 года.
Из докладной записки об убытках, причиненных народному хозяйству Задонского района: «Убытки района исчисляются в общей сумме 1638,6 тысячи рублей».
Из докладной записки председателя Становлянского райисполкома в Орловский облисполком от 15 марта 1942 года: «От грабежей и поджогов пострадали 78 колхозов (из 118 хозяйств района), причем 50 — полностью уничтожены. Наиболее сильно пострадали колхозы имени Чкалова, «Красный Октябрь», «Заветы Ленина», имени Буденного, «Путь Ленина». Людские потери 190 человек, в том числе расстреляно, повешено и сожжено 68 человек, угнано в фашистскую неволю 122. Материальные убытки 70 миллионов рублей».
О состоянии Тербунского района после оккупации: «Из 15 сельских Советов было оккупировано 9 сельских Советов, из 87 колхозов было оккупировано 48 колхозов. За время пребывания 7-ми месяцев противника на указанной территории сельских Советов и колхозов он произвел большие разрушения, полностью уничтожил, сжег 1139 хат колхозников, свыше 700 хат разрушено вследствие военных действий от бомбежки и передовой, полностью сожжены во время отступления немецких бандитов село Ивановка, деревня Олымовка, Становляновка, село Васильевка, деревня Плотки, Бибиково, Дорофеевка, Борки, частично Алешки, Набережное, Урицкое и много других, сожжены два государственных элеватора, стоимость их 4 миллиона рублей, сжег дом Советов, полностью сжег 18 школ и 10 школ превратил в конюшни и развалины, уничтожил 4 клуба, 7 изб-читален, 3 больницы, 3 родильных дома, 2 аптеки, 5 зданий почты, 8 магазинов, 3 хлебопекарни, 27 конюшен колхозов, 15 коровников, 198 амбаров, уничтожил 376 плугов, 608 борон и другого сельскохозяйственного инвентаря, сжег все здания и постройки совхоза «Ударник», угнал и порезал 705 коров колхозников, забрал и порезал до 40000 птицы колхозников.39 человек расстрелял… 158 человек угнал на каторжные работы в Германию…».
Летом 1942 года была оккупирована часть Хлевенского района, а вся его территория подвергалась жесточайшим бомбардировочным налетам вражеской авиации.
Коротко опишем один эпизод, который мог обернуться очередной Хатынью. 12 июля 1942 года немцы собрали 400 жителей колхозов «Красная степь», «Путь Ленина», Крещенского сельского Совета и имени Чапаева Муравьевского сельского Совета в школе и хотели ее поджечь. Но уже почти рядом были части нашей армии, и враги не успели осуществить свой зверский план.
Казалось бы, давно залечены раны войны, но память о тех грозных, жестоких событиях не может и не должна быть предана забвению.