Поисковики продолжают работу в рамках проекта «Вечный полёт», выезжают в поисках мест падения самолетов, чтобы установить судьбы экипажей. Несколько выездов было совершено в Смирныховском районе на места падения двух самолетов, реактивного и поршневого.
Один из самолетов, вместе с своими коллегами обнаружил житель с.Победино, Роман Борисов, в районе реки Поронай, восточнее с.Буюклы и сообщил о находке поисковикам еще в конце 2019 года. Место труднодоступное по земле без проходимой техники, пришлось добираться по полноводному Поронаю на моторной лодке больше 40 км. Прибыв на место, поисковики принялись за изучение лежащих фрагментов и поиску заводских номеров. Судя по расположению обломков, самолет шел с запада на восток, упал в нескольких десятках метров от реки, пропахав широкую и длинную воронку, в конце которой нагреб большую кучу земли.
«Ощущение такое, как будто трактор опустил отвал и поехал вперед, углубляясь в землю и нагребая перед собой кучу земли. Выглядит, как капонир под танк. В самой воронке много авиационного алюминия, а из бугра торчат фрагменты левого двигателя» - поделился впечатлением от увиденного один из активистов Иван Сторожев.
По фрагменту руля высоты удалось установить, что в этом месте упал реактивный самолет Як-28. Все найденные фрагменты изучались тщательно и на нескольких из них был обнаружен скорее всего заводской номер 1211, написанный краской, затем были найдены еще несколько дублей этого номера. На месте также была обнаружена часть тормозного парашюта, фрагменты крыльевых стоек шасси, оно у самолета было велосипедного типа.
«Данный тип самолетов стоял на вооружении 528-го истребительного авиационного полка, с середины 60-х по конец 70-х годов прошлого века, который дислоцировался в Смирных, большинство самолетов было в модификации перехватчик. На данный момент нам известны две катастрофы в этом полку. В 1979 году на учебной «спарке», при заходе на посадку ночью, в районе с.Рощино погиб экипаж в составе зам.командира полка подполковника Куликова и старшего лейтенанта А.Красикова. А зимой 1980-го года один из перехватчиков в крутом пике, пробив лед упал в Охотское море, экипаж не нашли» - рассказал поисковик Алексей Охрименко.
Вот как описывает в своей книге «Остров Сахалин и Як-28», эти два случая летчик Геннадий Чергизов, служивший тогда в 528-м ИАП.
«В одном из самых рядовых контрольных полётов на спарке произошла катастрофа, несколько даже нелепая – ночью в простых условиях при заходе на посадку самолёт на снижении плавно столкнулся с землёй – экипаж просто перепутал высоту. Считали её на тысячу метров большей, так и снижались по схеме захода с прямой – сначала до высоты тысяча метров, потом до шестисот, но это была не тысяча метров, а уже ноль. Видимо, расслабились – рутинный контрольный полёт, условия простые, экипаж опытный. Инструктор подполковник Куликов, лётчик старший лейтенант Александр Красиков. Вечная им память.»
«С какой то зловещей периодичностью происходили печальные события с гибелью экипажей. Зимой при ночных полётах произошла катастрофа Як 28П. Летчик Шутько и оператор Вайнер выполняли полёт в стратосфере на сверхзвуке. После выполнения задания, при возвращении на точку, на снижении в акватории Охотского моря экипаж перестал отвечать на запросы штурмана Командного Пункта. Глубокая ночь, на КП полусонный солдат планшетист отмечает на большом вертикальном прозрачном из «плекса» планшете точки – это координаты самолёта, переданные оператором РЛС. Карандашом стеклографом планшетист соединяет эти точки в траекторию полёта самолёта. Таким образом, старший офицер расчёта КП видит на планшете, который занимает практически всю противоположную стену, траектории полёта всех самолётов, находящихся в данный момент в воздухе. Но вот траектория полёта самолёта экипажа Шутько – Вайнер прервалась. Такое бывает – планшетист зазевался, не расслышал переданные координаты, потом наверстает через минуту – другую. Может просто заснул? Старший офицер по громкой связи запрашивает информацию о самолёте. Обычный рутинный момент – планшетист встрепенётся, уточнит данные и вновь потянется по планшету карандашная линия – путь самолёта. Но как оказалось, – не в этом случае. Непривычно громко прозвучал в ночной, с приглушённым светом полусонной атмосфере КП, встревоженный голос оператора РЛС – «Борт …. на экране не наблюдается!» Эти слова сразу преобразили всю обстановку на КП. Значили они очень много – с экрана радара пропала метка самолёта. Самолёта на экране локатора нет, а значит, нет и в воздухе, – в пространстве, – в небе! Совсем скоро, после неоднократных запросов и с КП, и другими экипажами, находящимися в воздухе, и Руководителем Полетов, на разных каналах, стало ясно – в лучшем случае экипаж катапультировался.
Всё это произошло строго на восток от аэродрома, в Охотском море, в нескольких километрах от берега. В это время море замерзает на десятки километров от берега и экипаж, если катапультировался, может находиться на льду. Всем хотелось в это верить, но было это маловероятно. Учитывая все обстоятельства произошедшего, скорее всего, произошло «затягивание в пикирование». Есть такая аэродинамическая особенность самолета Як 28 – при превышении определенной сверхзвуковой скорости самолёт самопроизвольно переходит в пикирование и не хватает хода рулей для вывода. Что, скорее всего, и произошло при снижении с высоты, если форсаж был выключен несвоевременно. Самолёт и так имел сумасшедшую скорость, а с переводом на снижение она только увеличилась. Что-то предпринимать, для уменьшения скорости просто не было времени. Всё это, конечно, были домыслы, но в дальнейшем так и не появилось фактов, опровергающих это предположение. С самолётом всё было более или менее ясно, а вот что с экипажем? Катапультировались или нет? Это можно было узнать только на месте. У экипажа есть аварийные радиостанции, но радиус действия их небольшой. Эта же аварийная радиостанция может работать и как радиомаяк. Рано утром, как только рассвело, отправили самолёт в район аварии. Сразу увидели во льду полынью от падения самолёта. По очертаниям полыньи были видны даже следы крыльев и то, что самолёт вошел в море почти вертикально, – это подтверждало версию «затягивания в пикирование». Погода была ясной, на льду больше ничего и никого не было видно. Кроме полыньи, никаких следов. Сигналов радиомаяка тоже не было. Надежды на спасение экипажа практически не осталось.
Позже к полынье отправился вертолёт Ми 8 с аварийной командой. На льду рядом с полыньей обнаружили буквально несколько мелких предметов – детали обшивки самолёта, что окончательно расставляло все точки. Предположительно, уже подо льдом, произошёл взрыв самолёта, и кое-что взрывом было выброшено на лёд. Факт взрыва подтверждался и тем, что подо льдом вдоль кромки полыньи были обнаружены парашюты экипажа, детали обмундирования лётчиков, обрывки полётных карт, остатки наколенного планшета, осколки человеческих костей – всё то, что после взрыва могло всплыть. Самолёт и экипаж покоятся на дне и даже не факт, что в районе полыньи, поскольку лёд оторван от берега и дрейфует. Местность вокруг безлюдна на многие-многие километры. Свидетелей происшедшего, конечно, нет. Можно только представить, как в ночи, с высоты звёздного неба, без преувеличения – молнией, пронёсся и вонзился в лёд, ревущий на форсаже самолёт. Поскольку скорость была сверхзвуковой, всё это действо сопровождалось ещё и ударной волной. То есть – взрывом. Разумеется, был и взрыв самого самолёта, но уже под водой. Наверное, лёд окрасился изнутри оранжевой вспышкой. Будь свидетели, они были бы поражены этим неземным зрелищем. Но цена этого зрелища – две человеческие жизни!»
Авария это или катастрофа, ответить должен архив, запрос уже отправлен, остается только ждать…
Второй самолет, на котором побывали поисковики находится тоже в районе р.Поронай и добираться к нему также пришлось по воде, затем идти пешком по тундре. Про этот самолет местные жители давно говорили, но попасть на него никак не получалось. Его фрагменты, блестящие на солнце даже видны на спутниковых снимках. Не доходя до места падения около 100 метров поисковикам начали попадаться фрагменты самолета. По гофрированным элементам стало понятно, здесь упал бомбардировщик Ту-2, затем эту версию подтвердили и другие элементы конструкции самолета. Воронка еще была во льду, а тундра заморожена, поэтому многие детали не удалось в этот раз поднять на поверхность. Из воронки торчал фрагмент задней части самолета с хвостовой стойкой шасси. Рядом, одна из основных стоек шасси и лопасти винта. Вокруг воронки разбросаны элементы кабины экипажа, бронезащита, фрагменты разобранного двигателя. На фрагментах было обнаружено большое количество заводских шильд с номерами, но точно пока установить заводской номер самолета не удалось. Пока известная лишь его серия - №34. Начавшийся сильный дождь не позволил продолжить работу, поисковики вернулись через несколько дней на это место вновь. В стороне от воронки удалось найти еще много различных фрагментов: от двигателя, хвостового оперения, элементы кабины экипажа, сиденье пилота и много мелких осколков. Удар был очень сильным, бронеспинка пилота и бронезащита стрелка-радиста, толщиной более 1.5 см были найдены лопнувшими. Один из патронных ящиков как решето от сдетонировавшего боекомплекта. Также рядом с воронкой был обнаружен каркас парашютного ранца и это говорит о том, что как минимум один из членов экипажа погиб.
Теперь поисковики ждут, когда тундра окончательно оттает, чтобы вернуться и поработать в воронке. Необходимо откачать воду и вытащить все фрагменты погибшего самолеты, чтобы найти заводской номер, а также проверить ее на наличие останков экипажа. Также активисты планируют собрать все относительно целые фрагменты самолета и вывезти с места падения. В будущем, эти и другие детали самолет пополнят фонды Музея авиации, который хотят создать на Сахалине общественники.
«В ближайшее время мы вновь отправимся на север острова, чтобы не только поработать на местах падения военных самолетов, но и благоустроить несколько захоронений военных летчиков на кладбищах сёл Гастелло и Зональное. Установим новые оградки и надмогильные плиты с фотографиями летчиков. Это стало возможным благодаря гранту Правительства Сахалинской области полученному на реализацию проекта «Вечный полёт» в 2020 году» - поделился планами руководитель Сахалинского регионального отделения «Поискового движения России» Артем Бандура.