Госархив Крыма ведет работу над созданием сборника документов, рассекреченных управлением ФСБ России по республике, а также переданных региональным МВД, которые рассказывают о преступления нацистов и их пособников на территории полуострова в период Великой Отечественной войны. Об этом сегодня во время онлайн-пресс-конференции сообщила заместитель председателя Государственного комитета по делам архивов Республики Крым Татьяна Шарова.
«У нас очень интересные документы. Это – спецдонесения, спецсообщения наших органов НКВД о положении населения и состоянии дел на оккупированной территории, что происходило в Крыму. Первые документы – это у нас за 1942 год, то есть с момента оккупации, – рассказала Шарова. – В этот сборник включаются приказы, распоряжения, объявления оккупационных властей. Мы показали, с чем они вошли, какие здесь применялись нормы и что должно было исполнять население».
Она уточнила, что в сборник войдут документы Государственного архива Республики Крым, архива управления ФСБ по Крыму и Севастополю и архива регионального МВД. Сборник будет разбит на несколько разделов: сфера земельных отношений, бытового обслуживания, образования, промышленность и раздел о преступлениях фашистов и их пособников на территории Крыма.
«До 1 июня мы должны помимо этих документов, которые мы привели в соответствие с нашими архивными правилами, составить соответствующие комментарии, указатели. Работа нашей центральной рабочей группы будет продолжаться, и планируется презентовать сборник в ноябре этого года, – добавила заместитель председателя Госкомитета. – Это – не научное издание, а скорее хрестоматия. Я не могу сказать – учебное пособие, но, во всяком случае, для нашего молодого поколения, для школ. Чтобы молодое поколение знало, как это было».
Шарова также рассказала о наиболее заинтересовавших ее документах, вошедших в сборник. «Нам передали данные из архива МВД, у нас не оказалось сведений об этом. Это касается Бахчисарая и Бахчисарайского района. Расстрелы производились 29 февраля – 10 апреля 1944 года. Было четыре ямы, село Эски-Юрт. Почему я обращаю на это внимание? Потому что несколько лет назад к нам в архив обращались жителя Бахчисарая с просьбой подтвердить то, что проводились расстрелы. К сожалению, по нашим документам мы не могли такую справку дать. А вот прошло время, спасибо сотрудникам архива МВД, мы теперь определили это место. И можно будет поставить там памятный знак».
Уникальные документы из архива ФСБ, также включенные в сборник – это свидетельские показания о зверствах нацистов. «Буквально последние два документа, которые нам передали из архива ФСБ для публикации в сборнике, касаются 10-го километра феодосийской трассы. Когда четко свидетель описывает, как были отравлены дети, – отметила Шарова. – И еще один документ, это тоже свидетельские показания о том, как производились расстрелы в Ялте. Немецкий офицер, который это производил, не выдержал и сошел с ума».
По словам директора Центрального музея Тавриды Андрея Мальгина, некоторые из рассекреченных документов со временем станут частью экспозиции филиала музея в мемориальном комплексе на месте концлагеря «Красный». «Как только появится такая возможность, на одной из площадок Центрального музея Тавриды, а именно в мемориале памяти жертв фашистской оккупации на месте концлагеря «Красный», мы тоже развернем выставку, которая будет посвящена этим документам», – сказал он.
Кроме того, часть документов также будет представлена на виртуальной выставке Госаврхива в честь 75-летия Победы.
Всего в России будет составлено 23 подобных сборника – в каждом из субъектов РФ, территории которого в годы войны подверглись оккупации.
В конце апреля этого года УФСБ России по Крыму и Севастополю рассекретило архивные документы о зверствах фашистов на полуострове в годы войны. По информации ФСБ, среди них – письма, отчеты, протоколы допросов и иные документы. Копии рассекреченных документов были переданы в Государственные архивы Крыма и Севастополя в рамках проекта «Без срока давности», направленного на разоблачение нацистских преступлений и увековечивание памяти жертв геноцида мирного населения.