На розыск родственников павших бойцов порой уходит более 70 лет...
В конце 40-х годов польскими властями в районе села Чижы Подляского воеводства предпринимались усилия по эксгумации останков красноармейцев, погибших 25 июня 1941, и переносу их останков на воинское кладбище города Гайновка. Тогда нашли не всех. В тех работах принимали участие и жители Гайновки, свидетели ожесточённого сражения первых дней войны. Тогда на поле одним из местных жителей был поднят солдатский медальон. В записке хорошо читалось имя: Дмитрий Фёдорович Гичка. С тех пор польская семья безрезультатно искала родственников бойца... Медальон бережно хранился с надеждой когда-нибудь передать его в семью павшего красноармейца. В 2014 году в тех местах проходила международная поисковая экспедиция «Серебряная горка». Поисковики поднимали не найденных и не эксгумированных в конце 40-х бойцов Красной армии. Узнав о поисковых работах, с просьбой продолжить поиски родственников польская семья передала российским поисковикам солдатский медальон красноармейца Дмитрия Гички.
Со временем надписи медальона немного поблекли, и его передали на экспертизу, которую выполнили в Москве в 2016 году в лаборатории «Солдатский медальон». «Военная археология» несколько лет искала родственников. Делали запросы по адресам, обращались через СМИ - всё тщетно. И вот к розыску не подключилась Раиса Очнева - наш большой друг, неоднократно помогавшая нам в сложных розысках. И нашла племянника Дмитрия Гички! Красноармеец Дмитрий Фёдорович Гичка, 1921 года рождения, был призван из Казахской ССР, и это очень усложняло поиск. Его родственники проживают сейчас в России, в Томской области.
И вот так, при участии трёх стран: Польши, России и Казахстана; пройдя через множество неравнодушных рук, спустя более 70 лет, солдатский медальон красноармейца Дмитрия Фёдоровича Гички был передан его родным.
На одном из фото вы видите человека, бережно сохранившего медальон в польской семье. В его руках ручная пила из советского броневика, отряд которого погиб 25 июня 1941 года. Она останется в польской семье как реликвия, напоминание о страшной цене, которую наши народы заплатили за свободу.
По материалам журнала «Военная археология»