Специалисты ВИПЦ установили судьбу летчика Михаила Зайцева

Специалисты ВИПЦ установили судьбу летчика Михаила Зайцева
02.04.2020

Специалисты Всероссийского информационно-поискового центра смогли помочь поисковикам отряда «Иван Сусанин» (г. Колпино) установить данные летчика, который управлял самолетом, место падения которого было обнаружено в Тосненском районе Ленинградской области.

Обломки самолета МиГ-3 были обнаружены поисковиками в марте 2020 года еще до момента введения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области режима всеобщей самоизоляции, связанной с пандемией коронавируса.

Среди обломков удалось найти фрагмент мотора, на котором был выбит заводской номер двигателя АМ-35 № 041237, а на одной шильде нашли заводской номер самолета: 2476.

При обнаружении данных номеров поисковики отряда «Иван Сусанин» связались с специалистами Всероссийского информационно-поискового центра. Проверив обнаруженные номера в компьютерной базе данных на потерянные (списанные) в ходе Великой Отечественной войны самолеты и моторы ВВС Красной Армии, ВВС ВМФ и ГВФ было установлено, что данный самолет был из состава 17-го истребительного авиационного полка 39-й истребительной авиационной дивизии ВВС Ленинградского фронта. 

Именно на этом самолете 1 сентября 1941 года не вернулся с боевого задания летчик младший лейтенант Михаил Федорович Зайцев. В этот день летчики полка прикрывали самолеты бомбардировщики 2-й смешанной авиационной дивизии, которые наносили удары по наступающим немецким войскам в районе Тосно – Саблино – Никольское и Красный Бор – Ульяновка.

В боевом донесение полка, а затем и дивизии М.Ф. Зайцев был учтен как не вернувшийся с боевого задания. Спустя некоторое время был подготовлен приказ Главного Управления формирования и укомплектования войск Красной Армии, где Михаил Федорович был исключен из состава ВВС Красной Армии как пропавший без вести.

Но к счастью, Михаил Федорович не погиб. Раненным в руку, с ушибами он был подобран отступающими наземными войсками и был доставлен в ППГ № 731 (станция Мельничный Ручей), где пробыл до 13 сентября 1941 года. К сожалению, в архивных документах не указываются обстоятельства его счастливого спасения. В карточке Ленинградского пересыльного пункта, куда попал младший лейтенант Зайцев после госпиталя записано: «…ушибы при падении с самолета…». 

После выздоровления, младший лейтенант Зайцев 19 сентября 1941 года был отправлен в распоряжение командующего ВВС Ленинградского фронта и затем переведен на должность летчика в состав 19-го Краснознаменного истребительного авиационного полка. 

Родился Михаил Федорович 7 мая 1918 года в селе Черноусово Чернского уезда Тульской губернии. Окончил 7 классов средней школы. Окончил Подольский аэроклуб (г. Подольск Московской области). 11 декабря 1938 года поступил курсантом в Качинскую военную авиационную школу летчиков, которую окончил в 1940 году.

В июне 1941 года направлен в только что сформированный 17-й истребительный авиационный полк на самолетах МиГ-3, который с 27 июля 1941 года вошел в состав 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО города Москвы. В августе 1941 года полк был переброшен под Ленинград и вошел в состав 39-й истребительной авиационной дивизии ВВС Ленинградского фронта.

Как говорилось выше, после ранения М.Ф. Зайцева направляют в 19-й КИАП, который впоследствии войдет в состав ВВС Волховского фронта. В боевом вылете 7 марта 1942 года после возращения с боевого задания на самолете командира звена младшего лейтенанта Зайцева закончилось топливо, и летчику пришлось совершить вынужденную посадку в районе станции Будогощь Киришского района Ленинградской области. Летчик получил легкие ранения, а самолет ЛаГГ-3 № 31211999 требовал полевого ремонта.

В начале мая 1942 года 19 КИАП перебазировался на тыловой аэродром Волгино (Боровический район), где начал выполнять функции учебно-тренировочного центра ВВС Волховского фронта с целью переучивания летного состава на новую авиационную технику. Именно здесь младшего лейтенанта Зайцева отобрали в группу летчиков, которых планировалось использовать для перегонки американских самолетов, которые начали поступать по поставкам ленд-лиза. 

О роли в отечественной истории, и о том как формировалась Красноярская воздушная трасса, ее перегоночные полки, их наряженной работе подробно написано в книгах одного из участников проекта Общероссийского общественного движения «Поисковое движение России» «Небо Родины», Вячеслава Викторовича Филиппова: 

«…Формирование руководящего и летно-технического состава Красноярской воздушной трассы, которым предстояло доставлять самолеты ленд-лиза из США в Советский Союз, началось в августе 1942 года в городе Иваново, расположенном вблизи линии фронта и имевшем относительно неплохие аэродромы и инфраструктуру тренировочной базы ВВС. Было решено сформировать пять перегоночных авиаполков (пап) с базированием в Фэрбенксе (Аляска, США), Уэлькале, Сеймчане, Якутске и Киренске…(…)…

Для работы на перегоночной трассе из фронтовых авиационных полков отбирали летчиков, инженеров и техников, имеющих боевой опыт или работавших до войны на сибирских авиалиниях Аэрофлота, в Арктике. 

Отбор летчиков шел строго: после трех неудачных попыток взлета и посадки неумелый летчик отчислялся в распоряжение Управления кадров ВВС. Из каждой пятерки прибывших летчиков только один попадал в штат формируемых полков.

К 1 сентября 1942 года формирование управления трассы и перегоночных полков было закончено. Постановлением ГКО от 3 августа 1942 года командиром перегоночной дивизии и начальником Красноярской воздушной трассы был назначен полковник Илья Павлович Мазурук…».

Так в июне 1942 года лейтенант Зайцев был откомандирован в распоряжение полковника Мазурука. В штат 3-го перегоночного авиационного полка Михаил Федорович зачислен с 28 августа 1942 года на должность летчика. 

О том, в каких тяжелых условиях вдали от воздушных сражений, приходилось выполнять воинский долг летчикам АЛСИБа, перегоняя самолеты для фронта, рассказывает Вячеслав Филиппов: 

«…Бомбардировщики и транспортные самолеты обычно перегонялись поодиночке или по два-три, истребители же, как правило, группами, которые вели лидеры-бомбардировщики. За ними «клином» следовали самолеты-истребители, а замыкал строй тоже бомбардировщик или истребитель командира эскадрильи. 

Дальность полета у истребителей была небольшой, поэтому маршрут от Фэрбенкса до Красноярска был разделен на пять этапов, за каждым из которых закреплялся перегоночный авиаполк, и он обычно работал только на своем участке. Передав в пункте назначения самолеты соседнему полку, летчики возвращались на свою базу самолетами 8-го транспортного авиаполка (командир – подполковник В.А. Пущинский)…(…)…

Маршрут от Сеймчана до Якутска (1167 километров) был тоже не из легких. Он пролегал над хребтами Черского и Верхоянским, над Оймяконьем. Нередко летчикам приходилось летать на большой высоте в кислородных масках и при очень низкой температуре. Здесь самолеты вели летчики 3-го полка, которым командовал подполковник Ф.А. Твердохлебов, а затем майор Б.И. Фролов. Оймякон в полной мере оправдывал свой статус полюса холода, сопровождавшегося к тому же устойчивыми туманами. В связи с этим со второй половины ноября до середины февраля перегонка самолетов велась, преимущественно, по побережью Охотского моря, через Магадан на Киренск и дальше по основной трассе…».

7 июля 1945 года Михаил Федорович Зайцев назначен на должность командира звена – лидера 3 ПАП. После войны М.Ф. Зайцев продолжил службу в ВВС до 1956 года. Командир звена, заместитель командира АЭ, штурман-оператор КП дивизии – вот его должности за время службы в армии. 23 декабря 1950 года присвоено воинское звание майор. За годы войны и службы М.Ф. Зайцев был награжден орденами Красной Звезды (30 августа 1943 года), Отечественной войны 1 степени (19 августа 1944 года), Красного Знамени (18 августа 1945 года), медалью «За боевые заслуги». 

В наградных документах за разные годы говорилось, что он овладел и летает на следующих типах самолетов: У-2, Ут-1, Ут-2, Ути-4, И-16, МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, Р-40, Р-39 и Р-63. В материалах за март 1945 года говорилось: «…В суровых условиях Дальнего Севера при низких температурах -40 и -50 градусов над гористой и мало населенной местностью, на больших высотах перегнал фронту 285 самолетов – истребителей с общим налетом 1140 часов…(…)… В сложных метеоусловиях и в слепую летает хорошо. В отдельных случаях попадая в сложную погоду от 1 до 2 часов вел самолет вслепую по приборам…».

 

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
Министерство просвещения
Росмолодежь
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ
Телеканал "Победа"
роспатриотцентр
РДШ
РВИО
None
Волонтеры Победы
None
Память поколений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
«ЮНАРМИЯ» – российское детско-юношеское движение
3.	Министерство культуры Республики Крым
Портал Ветераны.РФ
Год Памяти и Славы
Росрекон