В Новгородской области продолжается акция по поиску родственников погибших в плену советских солдат – уроженцев региона.
На сегодняшний день в группе экспедиции «Долина» в социальной сети ВКонтакте размещены 458 карточек советских военнопленных, погибших в немецком и финском плену в годы Великой Отечественной войны. Все они были призваны в ряды РККА из населенных пунктов сегодняшней Новгородской области.
Акция «Долины» получила широкий резонанс и освещение в региональных СМИ. Стараниями поисковых отрядов данные из карточек были разделены по муниципалитетам, что облегчило поиск родственников военнослужащих. Уже более десяти семей узнали о судьбах своих дедов и прадедов, месте их гибели и захоронения.
Среди тех, кто по опубликованным карточкам узнал своего родственника, оказались и двое поисковиков экспедиции «Долина». Роман Федоров из отряда «Скиф» (Новгородский района) опубликовал рядом с карточкой Ивана Горнева такую запись:
- Мой прадед! Сестра живет в Германии, нашла эту карточку где-то с год назад. У прадеда было пятеро детей. Одна совсем маленькая дочка умерла от тифа еще в войну. А старший сын Веня воевал в партизанском отряде, хотя ему и было 15 лет. Сейчас в живых из его детей осталась дочка, которая проживает в д. Борки. Ну и, конечно же, целая куча правнуков и праправнуков. Сестра в Германии пытается найти место, где он захоронен.
Красноармеец Иван Горнев попал в плен 13 сентября 1941 года под Ленинградом, умер в лагере на территории Германии 3 января 1942 года.
Поисковик Николай Белоусов из отряда «Память» (г.Валдай) нашел карточку своего прадеда Кусарева Владимира Петровича. Красноармеец попал в плен под Демянском и умер в лагере в немецком Дортмунде 17 августа 1942 года.
- Мы ничего толком о нем не знали, - рассказал Николай. – В опубликованной архивной базе данных скупое – «умер в плену». Сегодня жива дочь Владимира Петровича, она проживает в Санкт-Петербурге. Не знаем, как сложится, но, конечно, хотелось бы съездить и поклониться могиле прадеда.
Примечательно, что карточки военнопленных содержат пометки советских органов 1946 года, что в персональный учет по этим солдатам изменения внесены. На практике, родные более 70 лет ничего не знали об их судьбе. Архивы умеют хранить свои тайны.