31 января в Нижнекамске в братской могиле нашли свой последний покой 19 бойцов Великой Отечественной войны. Они погибли, защищая страну. Была морозная суббота – 31 января 1942 года.
Самому старшему – всего тридцать шесть, а большей частью это восемнадцатилетние ребята. Уроженцы Поволжья, крепкие и умные парни – их отбирали специально для лыжного батальона, который должен был выполнять особые операции под прикрытием маскхалатов, зачастую в изоляции от сил подкрепления, порой в тылу врага. Боевой путь девятнадцати бойцов завершился в 1,5 тысячах километров отсюда – под Великими Луками, близ деревни Липенка.
Прочувствовать атмосферу военных лет современному россиянину в полной мере невозможно – к счастью. Но хоть немного приблизиться к тем страшным годам нижнекамцы смогли благодаря военно-исторической реконструкции, в которой был воссоздан фрагмент того самого боя. Впечатление оказалось сильным – не только для зрителей, но и для самих сотрудников Национального музея Республики Татарстан, подготовивших действие. «Когда ночевали после вчерашней репетиции, было страшно, - рассказала Лилия Галеева. - Страшно брать винтовку, идти в бой, знать, что сейчас будут раненые – это просто ужасно».
Тот самый бой длился целый день и часть ночи. Лыжники перерезали стратегически важную дорогу, и немцы бросили на батальон свои силы, в том числе танки. Надо сказать, что морозы зимой 42-го были лютые, и пока бойцы добирались до места, около четырёхсот из них погибли из-за холода, перебоев с питанием и стычек с фашистами. Оставшиеся полторы сотни ребят, кажется, должны были совсем обессилеть – но нет, они в течение целого дня сдерживали натиск гитлеровцев.
«Мы, конечно, должны постоянно помнить о них, продолжать то, что они хотели сделать, защитив нашу Родину и дав нам свободу и независимость», - обратился к собравшимся военный комиссар Сергей Погодин.
Конечно, ближе всего – свои, родные участники войны. Они есть в каждой семье, но – такая вот она, война – не везде дети и внуки имеют возможность поклониться близким, сходить на могилу. 31 января сразу для 14 семей на земле Татарстана появилось ещё одно святое место. Хоронить своих героев люди приехали из разных уголков России – они не сдерживали слёз, прощаясь со своими.
«Нам прислали письмо, что нашли нашего дядю Алексея Алаева, и мы так обрадовались, просто слов нет, - рассказывают две сестры, приехавшие из Саратова. - И вот два года шли исследования, в том числе по ДНК. Мы волновались, просто места себе не находили. Но теперь будем знать, где могила, будем приезжать сюда».
«Это что-то такое, во что даже не верится», - поделился эмоциями Айдар Метшин. Его семья сегодня похоронила Нуруллу Шарифуллина – в числе красноармейцев-лыжников он сражался в тот самый день и погиб в бою. «Все эти годы мама со слезами на глазах говорила о том, что не знает, где её отец», - рассказал мэр Нижнекамска.
В братской могиле обрёл покой ещё один житель Шингальчей. «Наши родители живут в деревне, и так получилось, что отец маминой соседки – это красноармеец Музип Юнусов, он погиб в один день с нашим дедом, - рассказал Айдар Метшин. - И мы сейчас обменялись впечатлениями, для неё это тоже очень важное событие, ведь она ни разу не видела своего отца».
День похорон стал особым и для отряда «Поиск». Командир отряда Миляуша Котенкова не смогла сдержать слёзы – перевёрнута ещё одна страница истории, на прояснение которой ушло больше десяти лет кропотливого труда. «Одновременно счастье, одновременно слёзы, я не могу передать словами, - попыталась описать свои эмоции Миляуша Котенкова, возложив вместе с отрядом цветы к братской могиле. - Работа продолжается, у нас не найдены родственники ещё пятерых бойцов. Потомков Железкина мы нашли буквально позавчера вечером, полдесятого они позвонили. У Степана Дмитриевича Радионова не найдены родственники, например – а ведь он уроженец Казани, очень странно, что до сих пор не можем найти».
Когда-то эти девятнадцать бойцов были спешно захоронены незнакомыми людьми – жителями псковской деревушки, захоронены не сразу, а после того, как из неё ушли немцы. Не было надгробий, не было имён – их никто и не мог знать тогда. Но вот прошло почти восемьдесят лет, и с героями прощался весь город – город, которого не появилось бы на карте, если бы не подвиг этих девятнадцати, и тех миллионов, которые встали на защиту Родины в сорок первом году. Был троекратный ружейный залп, были венки и живые цветы, были государственные гимны, флаги, и главное – были благодарные дети и внуки.
Работа продолжается, память – будет жить!