Сахалинские поисковики выяснили обстоятельства лётных происшествий, произошедших в 1950-х годах

Сахалинские поисковики выяснили обстоятельства лётных происшествий, произошедших в 1950-х годах
27.01.2020

Благодаря работе с Центральным архивом Министерства обороны, который находится в Подольске удалось установить данные, касающиеся самолётов МиГ-15/17, фрагменты которых обнаружены на территории области.

Один из них, с которого по сути и началась работа еще в далёком 2009 году по увековечению памяти погибших военных лётчиков и установлению причин падения самолётов, находится на северной стороне г.Московская. Многие жители Южно-Сахалинска, гуляющие в лесу за санаторием Аралия, в разное время находили фрагменты авиационного алюминия. Некоторые оставляли на них свои автографы. Судьба лётчика была неизвестна, как и обстоятельства происшествия. На месте падения осталась хвостовая часть реактивного МиГ-17, фрагменты шасси и силовые элементы плоскости крыла, фрагменты авиационных пушек. В 40 метрах неглубокая воронка от удара о землю. Разорванные гильзы из боекомплекта пушек Н-37 и НР-23.

Долгое время был известен только номер реактивного двигателя, но этого было недостаточно для установления истины. Активисты периодически возвращались на место падения и искали заводские номера. Осенью 2018 года во время практических работ с участниками слёта «Наследники Победы» юными поисковиками был обнаружен смятый фрагмент обшивки, на котором виднелись три цифры – 315. Отчетливо было видно, что не хватает одной цифры спереди, на этом месте фрагмент заканчивался. Через год, спустя 10 лет после начала работ с этим самолётом, во время нового слёта «Наследники Победы» обнаружили фрагмент щитка шасси, на котором уже был полный заводской номер самолёта – 5315. Благодаря ему и удалось установить обстоятельства происшествия.

В журнале учёта лётных происшествий 29-й истребительной авиационной дивизии значится: «23.11.1955 г., в 16.33 произошла авария самолёта МиГ-17, №1265315, бортовой №19, принадлежавший 2-й авиационной эскадрильи 307-го истребительного авиационного полка. Старший лётчик Мазалов выполнял полёт по перехвату в составе звена. Из-за ухудшения метеоусловий самолёты с задания были возвращены. При получении команды идти на запасной аэродром старший лейтенант Мазалов заметил, что загорелась сигнальная лампочка и принял решение на катапультирование. Самолёт взорвался и сгорел, летчик невредим»

Старший лейтенант Мазалов Нариман Гаврилович, родился 10.07.1928 года в с.Горшечное Курской области. В 1951 году окончил Качинское высшее авиационное училище лётчиков. 307-й истребительный авиационный полк дислоцировался в п.Хомутово.

О втором самолёте было известно, что его фрагменты находятся в районе р.Старая Утка Холмского района. С 2013 по 2015 год было совершено несколько полевых выездов, но ничего найти не удавалось. Летом 2015 года, благодаря джиперу из г.Холмска Владимиру Карепину фрагменты были найдены. В болотистой местности обнаружили первые фрагменты, а в зарослях бамбука был найден фрагмент стабилизатора МиГа с заводским номером 2712, фрагмент обшивки с бортовым номером 05. На берегу реки был найден замытый песком двигатель ВК-1. Разброс обломков был очень большой, между местом удара о землю и двигателем более 200 метров, было видно, что самолёт упал с большой высоты. Понадобилось почти 5 лет, чтобы установить обстоятельства этого лётного происшествия.

По архивным документам установлено: «23.10.1957 года в 264-м истребительном авиационном полку 159-й истребительной авиационной дивизии произошла авария самолёта МиГ-15бис №1262712. Авария произошла при выполнении группового полёта вследствие потери пространственной ориентировки в момент пристраивания к ведущему при полёте против солнца. При выполнении атаки в паре, лётчик Трегубов на высоте 8000 метров потерял пространственную ориентировку, катапультировался с высоты 4000 метров и благополучно приземлился в 10 км юго-восточнее станции Чистоводное. Через 2.5 часа по распадку реки Чистоводная прибыл на железнодорожную станцию Чистоводное и позвонил военному коменданту железной дороги в Южно-Сахалинск».

«Самолёт упал в районе железнодорожной станции Чистоводное. Обнаружить его, несмотря на принятые меры к розыску, не удалось, т.к. примерный район падения представляет из себя гористую, сильно пересеченную, малонаселенную местность». Считалось, что при ударе о землю самолет взорвался и полностью разрушился. Самолёт упал от приземлившегося лётчика примерно в 5 километрах на юг.

Старший лейтенант Трегубов Дмитрий Дементьевич родился в 1930 году.
В 1954 году окончил Ворошиловоградское военное авиационное училище.

Самолёт МиГ-15бис изготовлен 16.07.1951 года на заводе №126, прошёл профилактический ремонт в апреле-мае 1957 года. Двигатель, стоявший на самолёте изготовлен в 1954 году, установлен на самолёт в мае 1957 года. Налёт составлял 36 ч.14 м.

«Работа в рамках проектов «Вечный полёт» и «Небо Родины» продолжается. Межсезонье, лучшее время для работы в архивах. За неполный месяц нам удалось установить обстоятельства нескольких лётных происшествий, произошедших на юге острова с 1946 по 1958 год, в армейской и морской авиации. Уточнили места гибели военных лётчиков, а также информацию о аварийных самолётах. Впереди новый полевой сезон, который ждём с нетерпением», - рассказал руководитель Сахалинского регионального отделения «Поисковое движение России» Артем Бандура.

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
Министерство просвещения
Росмолодежь
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ
Телеканал "Победа"
роспатриотцентр
РДШ
РВИО
None
Волонтеры Победы
None
Память поколений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
«ЮНАРМИЯ» – российское детско-юношеское движение
3.	Министерство культуры Республики Крым
Портал Ветераны.РФ
Год Памяти и Славы
Росрекон