Благодаря работе с Центральным архивом Министерства обороны, который находится в Подольске удалось установить данные, касающиеся самолётов МиГ-15/17, фрагменты которых обнаружены на территории области.
Один из них, с которого по сути и началась работа еще в далёком 2009 году по увековечению памяти погибших военных лётчиков и установлению причин падения самолётов, находится на северной стороне г.Московская. Многие жители Южно-Сахалинска, гуляющие в лесу за санаторием Аралия, в разное время находили фрагменты авиационного алюминия. Некоторые оставляли на них свои автографы. Судьба лётчика была неизвестна, как и обстоятельства происшествия. На месте падения осталась хвостовая часть реактивного МиГ-17, фрагменты шасси и силовые элементы плоскости крыла, фрагменты авиационных пушек. В 40 метрах неглубокая воронка от удара о землю. Разорванные гильзы из боекомплекта пушек Н-37 и НР-23.
Долгое время был известен только номер реактивного двигателя, но этого было недостаточно для установления истины. Активисты периодически возвращались на место падения и искали заводские номера. Осенью 2018 года во время практических работ с участниками слёта «Наследники Победы» юными поисковиками был обнаружен смятый фрагмент обшивки, на котором виднелись три цифры – 315. Отчетливо было видно, что не хватает одной цифры спереди, на этом месте фрагмент заканчивался. Через год, спустя 10 лет после начала работ с этим самолётом, во время нового слёта «Наследники Победы» обнаружили фрагмент щитка шасси, на котором уже был полный заводской номер самолёта – 5315. Благодаря ему и удалось установить обстоятельства происшествия.
В журнале учёта лётных происшествий 29-й истребительной авиационной дивизии значится: «23.11.1955 г., в 16.33 произошла авария самолёта МиГ-17, №1265315, бортовой №19, принадлежавший 2-й авиационной эскадрильи 307-го истребительного авиационного полка. Старший лётчик Мазалов выполнял полёт по перехвату в составе звена. Из-за ухудшения метеоусловий самолёты с задания были возвращены. При получении команды идти на запасной аэродром старший лейтенант Мазалов заметил, что загорелась сигнальная лампочка и принял решение на катапультирование. Самолёт взорвался и сгорел, летчик невредим»
Старший лейтенант Мазалов Нариман Гаврилович, родился 10.07.1928 года в с.Горшечное Курской области. В 1951 году окончил Качинское высшее авиационное училище лётчиков. 307-й истребительный авиационный полк дислоцировался в п.Хомутово.
О втором самолёте было известно, что его фрагменты находятся в районе р.Старая Утка Холмского района. С 2013 по 2015 год было совершено несколько полевых выездов, но ничего найти не удавалось. Летом 2015 года, благодаря джиперу из г.Холмска Владимиру Карепину фрагменты были найдены. В болотистой местности обнаружили первые фрагменты, а в зарослях бамбука был найден фрагмент стабилизатора МиГа с заводским номером 2712, фрагмент обшивки с бортовым номером 05. На берегу реки был найден замытый песком двигатель ВК-1. Разброс обломков был очень большой, между местом удара о землю и двигателем более 200 метров, было видно, что самолёт упал с большой высоты. Понадобилось почти 5 лет, чтобы установить обстоятельства этого лётного происшествия.
По архивным документам установлено: «23.10.1957 года в 264-м истребительном авиационном полку 159-й истребительной авиационной дивизии произошла авария самолёта МиГ-15бис №1262712. Авария произошла при выполнении группового полёта вследствие потери пространственной ориентировки в момент пристраивания к ведущему при полёте против солнца. При выполнении атаки в паре, лётчик Трегубов на высоте 8000 метров потерял пространственную ориентировку, катапультировался с высоты 4000 метров и благополучно приземлился в 10 км юго-восточнее станции Чистоводное. Через 2.5 часа по распадку реки Чистоводная прибыл на железнодорожную станцию Чистоводное и позвонил военному коменданту железной дороги в Южно-Сахалинск».
«Самолёт упал в районе железнодорожной станции Чистоводное. Обнаружить его, несмотря на принятые меры к розыску, не удалось, т.к. примерный район падения представляет из себя гористую, сильно пересеченную, малонаселенную местность». Считалось, что при ударе о землю самолет взорвался и полностью разрушился. Самолёт упал от приземлившегося лётчика примерно в 5 километрах на юг.
Старший лейтенант Трегубов Дмитрий Дементьевич родился в 1930 году.
В 1954 году окончил Ворошиловоградское военное авиационное училище.
Самолёт МиГ-15бис изготовлен 16.07.1951 года на заводе №126, прошёл профилактический ремонт в апреле-мае 1957 года. Двигатель, стоявший на самолёте изготовлен в 1954 году, установлен на самолёт в мае 1957 года. Налёт составлял 36 ч.14 м.
«Работа в рамках проектов «Вечный полёт» и «Небо Родины» продолжается. Межсезонье, лучшее время для работы в архивах. За неполный месяц нам удалось установить обстоятельства нескольких лётных происшествий, произошедших на юге острова с 1946 по 1958 год, в армейской и морской авиации. Уточнили места гибели военных лётчиков, а также информацию о аварийных самолётах. Впереди новый полевой сезон, который ждём с нетерпением», - рассказал руководитель Сахалинского регионального отделения «Поисковое движение России» Артем Бандура.