14 декабря сводный отряд поисковиков из отрядов «Бумеранг-ДОСААФ» (г. Наро-Фоминск), «Звезда» (г. Верея) и «Надежда» (г. Коломна) провел поисковые и исследовательские работы на местах гибели авиационной техники и экипажей под Наро-Фоминском. Было исследовано место гибели советского самолета Миг-3 №5137. Работы проводились в рамках проекта «Поискового движения России» — «Небо Родины».
Напомним, летом 2019 года поисковиками из Наро-Фоминского городского округа на одной из лесных вырубок была обнаружена небольшая воронка с фрагментами самолета вокруг нее, а также разбитая памятная плита без информационной таблички. Также был найден фрагмент капота самолета МИГ-3 с номером 5137.
По одной из версий, это место гибели командира эскадрильи 122 ИАП капитана Викторова Николая Никифоровича, останки которого были обнаружены в начале 80-х годов. Летчик установлен по обнаруженному рядом ордену Ленину. Прах героя в 1983 году с воинскими почестями был захоронен в г. Верея.
Эту информацию удалось узнать в Наро-Фоминском краеведческом музее, где находится небольшая экспозиция, посвященная пилоту, а также из книги «Центр авиационного спорта».
Но дело в том, что в этом районе несколько мест гибели советских авиаторов. Поэтому было принято решение продолжить поисковые работы в целях обнаружения номеров двигателя, чтобы подтвердить номер самолета дублями.
Площадь, на которой попадались фрагменты самолета, и воронка были исследованы поисковиками — найдены 2 дубля номеров самолета №5137 на люке и на фрагменте капота, а также мелкие осколки двигателя без номеров.
Теперь поисковикам предстоит детальный архивный поиск информации по имеющемуся номеру самолета. Также удалось узнать, что в одном из местных музеев есть коробка агрегатов и компрессор АК-50 с мотора АМ-35, предположительно с этого места падения самолета, на которых должны быть номера мотора.
Предполагаемый летчик, командир эскадрильи 122-го ИАП, Николай Никифорович Викторов родился в 1909 году в Санкт-Петербурге. В 1927 году поступил в летную школу, которую успешно окончил через два года, откуда получил направление на службу в авиационный полк в Баку. Летчик высокого класса, инструктор, подготовивший десятки летчиков.
Боевое крещение получил в 1939 году в боях с японцами на Халхин - Голе в составе 70-го ИАП. Боевую работу вел на самолетах И-16, И-153. Выполнил около 80 боевых вылетов. Провел 17 воздушных боёв, сбил 6 самолётов противника (в представлении к награждению орденом Ленина указано, что сбил лично 5 И-97). Был представлен к званию Героя Советского Союза. За героизм и высокое летное мастерство, проявленные в боях в небе над Халхин-Голом, Николай Викторов был удостоен орденов Ленина (17 ноября 1939) и Боевого Красного Знамени Монгольской Народной Республики. С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. Воевал в составе 31-го ИАП, затем в 122-м ИАП. Летал на МиГ-3. Был ранен 5 июля 1941 года и некоторое время находился на лечении. Награжден орденом Красного Знамени.
За период ВОВ одержал 3 личные победы ( 26.06.1941 в составе 31-го ИАП, Хейнкель-111; в составе 122-го ИАП 24.10.1941 в районе Тарутино Ме-109, и в своем последнем бою 27.10.1941 Ме-109).
27 октября 1941 года летчик Николай Никифорович Викторов не вернулся из очередного боевого вылета.
Захоронен в сквере в г. Верея. На захоронении присутствовала его жена Ольга Васильевна. внучка и родственники.