Отряд «Находка» (Демянский район) новгородской поисковой экспедиции «Долина» обнаружил место падения советского бомбардировщика ДБ-3А и останки погибших летчиков. Поисковикам удалось установить судьбу трех членов экипажа самолета.
Информацию о нахождении в лесу в 2 километрах от д. Кривкино Демянского района Новгородской области обломков самолёта предоставили поисковикам местные лесозаготовители.
- 17 февраля нам сообщили, что на одной из лесных делянок попадаются обломки алюминиевых конструкций, похожие на элементы самолета. На следующий день была произведена поисковая разведка с целью проверки полученных сведений и фиксации координат предполагаемого места падения боевого самолёта, - рассказал командир поискового отряда «Находка» Александр Морзунов. - В результате разведки были обнаружены многочисленные обломки самолёта . По найденному номеру одного из двигателей (№87115) нам удалось установить тип, модель и историю последнего боя машины и судьбу ее экипажа.
В соответствии с боевым донесением штаба 22-го дальнего бомбардировочного авиационного полка (ДБАП) утром 15 сентября 1941 года девятка ДБ-3А с высоты 700 метров бомбардировала автоколонну мотопехоты противника на дороге Демянск – Кириловщина и Горшковицы – Лужно. Экипажи самолетов наблюдали до 60 единиц автотехники, движение которых прикрывали зенитные средства. Истребители прикрытия наших бомбардировщиков со своих аэродромов не вылетали. Зато над целью наши машины были атакованы истребителями противника и обстреляны зенитными артиллерией и пулеметами. В том бою из вылета на аэродром базирования в г. Елец вернулись только 4 из девяти бомбардировщиков полка: четыре были сбиты и упали на территорию, занятую противником, пятый совершил вынужденную посадку из-за отказа мотора.
Примечательно, что буквально в трех километрах от обнаруженного места падения этого ДБ-3А отряд «Находка» ранее нашел место падения другой машины из четырёх, сбитых 15 сентября 1941 года. Это значительно упростило поиск, т. к. архивные документы, полученные в процессе поиска сведений по первой машины, содержали сведения и по найденной сейчас.
25 февраля на месте падения бомбардировщика были проведены работы по эксгумации погибших лётчиков: на глубине 5-10 см были обнаружены останки нескольких членов экипажа, фрагменты обмундирования и экипировки.
По имеющимся архивным документам удалось установить судьбу трех членов экипажа, ранее числившихся пропавшими без вести.
Ткаченко Кузьма Сафронович, ст.лейтенант, нач. связи АЭ, 1913 г.р., уроженец: РСФСР, Курская обл., Большетроицкий р-н с. Бельцкое, жена Елена Иосифовна, Алтайский край, г. Алейск, райсовет Осоавиахима, ул. Советская, д.56, кадровый.
Колесников Михаил Петрович, ст.сержант, возд. стрелок-радист, 1916 г.р., уроженец: РСФСР, Свердловская обл., Симанстанский р-н, Пр. Кр. Урал, д.22 кв.2, мать Наталья Л., мобилизован: Симанстанским РВК.
Шаров Михаил Яковлевич, ст.сержант, мастер по вооружению, вылетел в качестве воздушного стрелка, 1918 г.р., уроженец: РСФСР, Горьковская обл., Муральский р-н, Новокотлетский с/с, д.Харабрин, отец Яков Семенович, мобилизован: Муральским РВК.
Считался пропавшим без вести, но затем вернулся в полк командир экипажа - Линьков Василий Васильевич, лейтенант, зам. командира АЭ, 1912 г.р., уроженец: РСФСР, Сталинградская обл., Каминский р-н с. Красный Яр, жена Ирина Дементьевна, Хабаровский край, Куйбышевка-Восточная, авиагородок, д.21, кадровый. Василий Линьков остался жив и был уволен в запас из Советской армии в 1952 году.
Официальный представитель
поисковой экспедиции «Долина» памяти Н.И. Орлова
по работе со средствами массовой информации
И.А. Свинцов
т. +79116005226