Уголовное дело постатье 357 УК РФ (геноцид) возбуждено Главным следственным управлением СК России по результатам изучения рассекреченных и представленных ФСБ России архивных материалов об убийстве в октябре 1942 года воспитанников Ейского детского дома, сообщает пресс-служба ведомства. Дети были эвакуированы в город из Симферополя в начале войны. В 1942 году, когда Ейск был оккупирован, к дому, где жили дети, подъехали несколько грузовиков с военнослужащими Вермахта за рулем, насильственно погрузили ребят и вывезли на окраину, где дети были убиты и захоронены.
Ответственный секретарь «Поискового движения России», председатель комиссии по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию ОП РФ Елена Цунаева отметила, что поисковики готовы присоединиться к работам на месте захоронения воспитанников детского дома, если такая необходимость будет: «Активисты поискового движения уже имеют опыт подобных работ на месте захоронения мирных жителей – это часть нашего проекта «Без срока давности» и наш гражданский долг. В течение нескольких месяцев совместно с сотрудниками Следственного комитета России мы работали на месте захоронения 2600 человек, убитых близ деревни Жестяная горка Новгородской области военнослужащими Вермахта и латышскими полицейскими батальонами. Также Цунаева подчеркнула, что возбуждение уголовного дела в отношении убийц детей-инвалидов в Ейске – это знак того, что дела и имена исполнителей этого бесчеловечного преступления не будут забыты, их действиям будет дана соответствующая правовая оценка.
Согласно данным архивов, с целью исполнения карательных операций против советских граждан на территорию Краснодарского края в период 1942-1943 годов была направлена Зондеркоманда СС-10 «а», возглавляемая доктором Куртом Кристманом и имевшая на вооружении мобильные газовые камеры. Установлено, что в ходе таких операций 9 и 10 октября 1942 года члены Зондеркоманды СС-10 «а» под командованием начальника Гестапо города Ейска при участии коменданта города и врача Гестапо, с применением мобильных газовых камер, совершили массовое убийство воспитанников детского дома.
В соответствии с Уставом Международного Военного трибунала в Нюрнберге, убийства и истребление гражданского населения до или во время войны составляют преступления против человечности, к которым, согласно нормам международного права, сроки давности привлечения к уголовной ответственности не применимы.
Тела 214 убитых детей были обнаружены после освобождения Краснодарского края от немецко-фашистской оккупации в 1943 году в районе Широчанского хутора. Часть военнослужащих, в том числе и Курт Кристман, за совершение этих преступлений была осуждена.
Документы, которые стали основанием для возбуждения уголовного дела были впервые опубликованы 7 октября 2019 года в канун годовщины этой страшной трагедии. Среди них акт об исследовании братских могил и эксгумированных тел, а также список с именами погибших ребят, показания свидетелей.
В показаниях свидетелей говорится о том, что немцами были убиты дети с физическими недостатками: у некоторых был искривлен позвоночник, у других – «укороченные конечности», у третьих – отсутствовали части тел: «Извлеченные трупы находились в могиле в весьма беспорядочном положении, в самых различных позах. Вместе с трупами извлечено несколько деревянных костылей».
Напомним, 10 октября, в годовщину трагедии в Ейске, прошла акция «Свеча памяти». В памятных мероприятиях у братской могилы детей приняли участие представители Общероссийского общественного движения «Бессмертный полк России», представители законодательной и исполнительной власти, прокуратуры, воспитанники военно-патриотических клубов, юнармейцы. К акции присоединились представители Крымского региона – именно из прифронтового Симферополя были вывезены дети в Ейск.