Сахалинские поисковики уточнили обстоятельства падения самолета И-15бис в Смирныховском районе и судьбу летчика

Сахалинские поисковики уточнили обстоятельства падения самолета И-15бис в Смирныховском районе и судьбу летчика
23.10.2019

Весной 2019 года активисты «Поискового движения России» побывали в Смирныховском районе на месте обнаружения деталей самолета И-15бис. Фрагменты самолета были в неплохом состоянии, а разброс их невелик. Также не было обнаружено пряжек парашютной системы. Тогда поисковики сделали предположение, что это не катастрофа, а авария или вынужденная посадка. Видимо летчик пытался посадить самолет на землю, но скапотировал о неровную тундру, несколько раз перевернулся. Возможно, посадка производилась зимой. Тогда же нашли и заводской номер самолета 3492, сразу был сделан запрос в архив.

Так как почти все фрагменты самолета были на месте, было принято решение их вывозить для возможной последующей реставрации, что и было сделано через несколько недель.

Спустя несколько месяцев пришел ответ из архива, проливающий свет на эту историю. Как и предполагалось, самолёт аварийный.

Вот, что говорится в архивных документах:
«20.01.1942 г., в 14-35 произошла авария самолёта И-15бис, 3-й авиаэскадрильи 610-го истребительного авиационного полка 5-й смешанной авиабригады. Место аварии: западнее Абрамовки 7-8 км, южнее аэродрома Онор -9-10 км.

Производился полет по маршруту. В районе Слава, летчик младший лейтенант Буров Александр Григорьевич оторвался от звена. На высоте 5500 метров потерял ориентировку, ушел с курса 180° в 13-40 перелетел границу. В 14-21 вернулся обратно, на высоте 600 м израсходовал горючее, произвел вынужденную посадку в лесу в районе Онор. Самолёт разбит, лётчик вышел на дорогу, на удалении 2-3 км от места посадки».

«Самолёт И-15бис, № 3492 с мотором М25 №1911793. Самолет выпущен в 26.12.1937 г., заводом №1, мотор 23.02.1939 г., заводом №19».

«Самолет разбит полностью, ремонту не подлежит, списан на запчасти. Мотор требует переборки в авиамастерских, после чего может быть допущен к эксплуатации».

5-я смешанная авиационная бригада в июле 1942 года была переформирована в 255-ю смешанную авиационную дивизию.

Младший летчик младший лейтенант Буров (в других документах Бурава) Александр Григорьевич родился 24 марта 1918 года в городе Запорожье. В Красной армии с 1937 года. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу. Проживал в с. Кировское на Сахалине.

Но ровно через 4 месяца судьба была не так благосклонна к летчику. 20 мая 1942 года в 13-15 во 2-й эскадрильи 583-го истребительного авиационного полка 96-й смешанной авиационной дивизии произошла катастрофа самолета И-15бис №4888.

Место катастрофы: 1 км юго-западнее с.Жариково Амурской области. Пилот лейтенант Буров Александр Григорьевич получил тяжелое ранение и умер через 7 часов в госпитале.

Летчик, выполняя задание – атака наземных войск противника на переправе через р.Гильчин, юго-западнее 1 км с.Жариково, с высоты 200 метров ввёл самолёт в пикирование с углом 35°. Вследствие малой высоты самолет с пикирования не вывел, врезался в землю.

583-й ИАП 96-й САД 2-й отдельной армии Дальневосточного фронта, в 1942 году дислоцировался в п.Архара Амурской области.

К сожалению, В ЦАМО РФ личного дела лейтенанта Бурова Александра Григорьевича, а также фотографии в учетно-послужной карте не имеется.

Работы по увековечению памяти погибших военных летчиков проводятся в рамках проекта «Вечный полёт» на средства Фонда Президентских грантов.

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
Министерство просвещения
Росмолодежь
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ
Телеканал "Победа"
роспатриотцентр
РДШ
РВИО
None
Волонтеры Победы
None
Память поколений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
«ЮНАРМИЯ» – российское детско-юношеское движение
3.	Министерство культуры Республики Крым
Портал Ветераны.РФ
Год Памяти и Славы
Росрекон