Сахалинские поисковики установили памятную табличку на месте гибели экипажа военного самолета Ту-2

Сахалинские поисковики установили памятную табличку на месте гибели экипажа военного самолета Ту-2
24.09.2019

В 2018 году благодаря главе с.Ясное Тымовского района Бакшееву Александру Иннокентьевичу удалось узнать о фрагментах самолета в районе урочища Вальзы рядом с рекой Поронай. Были сведения, что на месте до сих пор лежит двигатель самолета, а фрагменты самолета разбросаны по округе.

В распоряжении поисковиков была архивная справка, в которой говорилось следующее:

«26 ноября 1949 года потерпел катастрофу самолет Ту-2, 454-го бомбардировочного авиационного полка 334-ой бомбардировочной авиационной дивизии.
Взлет с аэродрома Зональное, в 12-25 по местному времени. После выполнения задания и возвращения на свой аэродром, по показаниям очевидцев, находящихся в районе катастрофы – пункт Вальза, на высоте 500-600 метров заглохли моторы и самолет начал покачиваться с крыла на крыло, идя на снижение. По показаниям экипажа самолета Ли-2, 195-ого ГАП, наблюдавшего в воздухе, самолет Ту-2, на высоте 100-150 метров, резко перешел в левый штопор и в 13-10 в 3 км северо-западнее Вальза, упал в лес.
Причины катастрофы не установлены, предположительно катастрофа произошла в результате отказа рулевого управления или в следствие приступа эпилепсии летчика лейтенанта Горбунова. Экипаж похоронен 29 ноября 1949 года на кладбище 3 км южнее поселка Зональное.

Состав экипажа:

Летчик лейтенант Горбунов Марк Андреевич, 15.05.1919 года рождения, уроженец города Сталинград, образование 10 классов, 2 курса сельхозинститута, окончил Омскую военную авиационную школу пилотов в июле 1941 года.
Участник Отечественной войны с 05.07.1944 года по 15.12.1944 года.
Награжден: Орденом Отечественной войны I степени, медалями: «За Победу над Германией» и «За Победу над Японией».
Имеет ранение в голову и контузию при сбитии истребителями противника 15.12.1944 года над г.Либава. Находился в плену в г. Либава с 15.12.1944 года по 09.05.1945 год. Освобожден частями Красной армии. В 454 БАП с февраля 1944 года, имеет 8 боевых вылетов.

Штурман лейтенант Ильин Анатолий Васильевич 25.08.1925 года рождения. Уроженец города Нижнеудинска Иркутской области. Окончил Харьковское военное авиационное училище стрелков-бомбардиров в апреле 1944 года. Участник Отечественной войны с марта 1945 года по 3.09.1945 года. Награжден медалями «За Победу над Германией», «За Победу над Японией», «За взятие Кенигсберга». В 454 БАП с марта 1945 года.

Стрелок-радист старший сержант Шаталин Михаил Степанович, 18.04.1927 года рождения. Уроженец г. Барнаул Алтайского края. Призван 10.06.1944 года, Барнаульским РВК. Окончил Челябинское военное авиационное училище штурманов и стрелков радистов в 1947 году. В 454 БАП с августа 1947 года. Фотографию стрелка-радиста найти не удалось.

23 октября 2018 года поисковики, уточнив месторасположения фрагментов самолета, отправились на его поиски. До места катастрофы, от трассы Южно-Сахалинск - Оха сначала пришлось добираться по вполне хорошей лесной дороге, которая только в трех местах была заболочена и затем упирались в железнодорожную ветку Южно-Сахалинск – Ноглики. Затем пешком около двух километров по заболоченной тундре, которая постоянно «покачивалась» под ногами.

Место падения удалось обнаружить, благодаря охотнику, пожелавшему остаться неизвестным, который находился в зимовье, неподалеку от места падения самолета. После вопроса о том, видел ли он фрагменты самолета, охотник ответил утвердительно и сразу же привел к месту, которое находилось в 200 метрах от зимовья.

На месте катастрофы в болоте удалось обнаружить фрагменты фюзеляжа и кабины летчика и штурмана, плоскости крыла, части стабилизатора, «шайбы» руля направления. То, что это фрагменты самолета Ту-2, не вызывало сомнений. На многих сохранившихся элементах бирки, почти на всех продублирован один и тот же номер – 6-22, заводской номер самолета. Также на бирках был выбит год производства - 1948. Двигателей обнаружить не удалось. Скорее всего, как и в других случаях, они, вместе с крупными фрагментами сданы на металл в прошлые годы.

Спустя год, 23 сентября 2019 года на месте катастрофы поисковики установили памятную табличку, сложив вокруг нее части самолета. В память о погибшем экипаже прозвучали холостые выстрелы в воздух.

«На кладбище п.Зональное мы нашли небольшую разрушенную пирамидку из алюминия, на трех сторонах которой виднелись фамилии, написанные красной краской. Удалось прочитать одну из них: Ильин Анатолий Васильевич. Таким образом, нам удалось найти место захоронения погибшего экипажа. В будущем году мы намерены привести его в порядок» - говорит руководитель Сахалинского регионального отделения «Поискового движения России» Артем Бандура.

Работа по увековечению памяти погибших военных летчиков проводится в рамках проекта «Вечный полёт» на средства Фонда Президентских грантов.

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
Министерство просвещения
Росмолодежь
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ
Телеканал "Победа"
роспатриотцентр
РДШ
РВИО
None
Волонтеры Победы
None
Память поколений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
«ЮНАРМИЯ» – российское детско-юношеское движение
3.	Министерство культуры Республики Крым
Портал Ветераны.РФ
Год Памяти и Славы
Росрекон