Поисковая экспедиция проходила в период с 15 по 22 сентября 2019 года в Тосненском районе Ленинградской области. Данная экспедиция проводилась в рамках трех проектов авиационной направленности: «Небо Родины» ООД «Поисковое движение России», «Крылья Татарстана» и «Имена из солдатских медальонов - авиаторы» РОМО «Объединение «Отечество» РТ.
Целью экспедиции было обследование места падения самолета Пе-2 и по возможности эвакуация из труднодоступного лесного массива обломков и фрагментов самолета, которые можно использовать в реставрации.
История обнаружения этого самолета уходит в далекий 1967 год, когда при прокладке трассы узкоколейной железной дороги один их работников лесозаготовительного цеха Тосненского леспромхоза наткнулся в лесу на обломки самолета. Тогда рабочими были обнаружены и останки одного из членов экипажа самолета. У погибшего был орден «Красного Знамени», гвардейский значок, пистолет ТТ, в кармане кожаной куртки истлевшие бумаги. Погибшим оказался штурман звена 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии старший лейтенант Подуто Федор Андреевич. 7 мая 1967 года останки штурмана были захоронены в пос. Радофинниково Тосненского района Ленинградской области.
Но, к сожалению, о точном местонахождении этого самолета никто не помнил. И вот благодаря поисковикам тосненских отрядов «Беркут» (г. Никольское) и «Ягуар» (п. Нурма) удалось точно определить место падения самолета.
В проведенной в настоящее время экспедиции помимо казанских поисковиков приняли активное участие поисковые отряды, сформированные из курсантов и преподавателей Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева (Военно-патриотический клуб «Сокол», руководитель, начальник военной кафедры Ильгизар Хаертдинов) и Санкт-Петербургского Государственного Университета гражданской авиации («Радар», руководитель Павел Игнатьев).
В течение нескольких дней поисковики и курсанты на своих плечах выносили к дороге, а затем транспортировали на вездеходе обломки и фрагменты самолета. На месте падения самолета удалось обнаружить еще несколько продублированных номеров самолета и моторов, которые в очередной раз подтвердили историю гибели самолета и судьбу членов экипажа.
В журнале боевых действий 4 гв.БАП за 23 октября 1942 года записано:
«…Задача - в течение дня одиночными самолетовылетами Пе-2 вести разведку с задачей установить интенсивность и характер движения войск по шоссейным и железным дорогам… Экипаж: гвардии капитан Хижняк, гвардии старший лейтенант Подуто, стрелок-радист Касьян вылетевшие на разведку войск противника в районе: Шапки – Тосно – Сиверская – Луга - Новгород с боевого задания не вернулись…".
Как выяснилось при проведении архивно-исследовательской работы с документами архива летчик самолета – заместитель командира АЭ гвардии капитан Владимир Николаевич Хижняк смог выпрыгнуть с парашютом, спустя семь дней (30 октября 1942 года) он тяжело раненным попал в плен при попытке перейти линию фронта в районе Чудово. Потом были как минимум пять фашистских лагерей, где Владимир Николаевич был одним из участников сопротивления. К сожалению, 7 апреля 1944 года при очередной попытке к бегству из лагеря мужественный летчик был расстрелян. Похоронен В.Н. Хижняк в г. Нюрнберг, Германия.
Воздушному стрелку-радисту самолета, гвардии сержанту Борису Александровичу Касьяну тоже удалось спастись на парашюте. Спустя 6 дней скитаний по тылам противника, он смог переплыть ночью реку Волхов в районе печально знаменитого Мясного Бора, и выйти к своим. По прибытию в полк, Б.А. Касьян был награжден медалью «За отвагу», так как именно в этом неравном воздушном бою, когда их самолет выполнял разведывательное задание он смог сбить один самолет противника. В последствии Борис Александрович прямо в полку прошел курс обучения штурманскому ремеслу и в июне 1944 года уже летал на боевые задания в качестве штурмана самолета. Войну закончил в звании гвардии младшего лейтенанта, награжденный орденами «Красного знамени», «Отечественной войны 1 степени» и медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За Победу над Германией».
Кроме работ, проведенных по эвакуации с места падения обломков и фрагментов самолета, поисковики смогли облететь на вертолете и провести разведку еще двух мест падений самолетов, где поисковые работы по их подъему будут запланированы в скором времени. Эта возможность была предоставлена благодаря руководству вертолетного центра «Хели-драйв».