В начале лета сахалинские поисковики в рамках проекта «Вечный полёт» работали в Тымовском районе. Благодаря местным жителям, удалось найти места катастроф 3-х бомбардировщиков Ту-2. Два из них находятся в 1 км друг от друга в районе реки Армуданка. Еще один самолет западнее села Кировское в районе р.Кирпичная.
Начав с поисков в районе р.Армуданка, поисковики даже с проводником Владимиром Порваткиным из села Восход не с первого раза смогли найти фрагменты самолетов. Один из них практически весь вывезен, но тем не менее удалось найти дубли заводского номера самолета. На месте до сих пор остались фрагменты шасси и большая воронка глубиной более 4-х метров, заполненная водой из реки.
Второй самолет разбросан на большой площади вдоль старой дороги на с.МалоТымово. Сначала поисковики увидели воронку, из которой торчали фрагменты фюзеляжа самолета, немного в стороне лежали фрагменты киля. А когда активисты стали осматривать окрестности, то по курсу падения самолета им стали попадаться все новые и новые фрагменты. Самый дальний фрагмент, кресло летчика, вросшее в дерево, находилось в 160 метрах от воронки, места падения самолета. В этом же месте было обнаружено большое количества предметов из передней кабины экипажа. Приборы, рычаги управления и другое.
Из воронки, заполненной водой удалось достать множество различных фрагментов самолета, а также несколько цилиндров двигателя воздушного охлаждения АШ-82ФН. На двух цилиндрах удалось отыскать номера двигателей крылатой машины. Также, из воронки были извлечены лопнувшие корпуса учебных авиационных бомб без взрывчатого вещества.
Останки экипажей, а также фрагментов парашютной системы обнаружить не удалось.
К третьему самолету пришлось идти почти 10 км вдоль железнодорожной насыпи, а затем несколько часов искать фрагменты по детским воспоминаниям жителя села Ясное Александра Гришко. По его словам, они были на этом самолете в 10-12 летнем возрасте, и он был «почти» целый. Уже отчаявшись найти, обойдя достаточно большую площадь, удалось обнаружить сначала несколько фрагментов, а затем и воронку на месте падения самолета. Рядом с ней почти полностью разобранный двигатель АШ-82ФН, где на блоке был обнаружен заводской номер 8292831.
Ранее, работая в архивах Министерства обороны, удалось найти сведения о погибших воздушных стрелках, похороненных на кладбище с.Зональное. В мае был сделан запрос об уточнении обстоятельств гибели стрелков, и недавно пришел ответ, проливающий свет на катастрофу, в результате которой погиб экипаж в составе 4-х человек. Номер правого двигателя, указанный в документе, совпал с номером двигателя, обнаруженным на месте падения в районе р.Кирпичная. Таким образом, удалось привязать погибший экипаж к самолету.
«По архивным документам установлено, что 08.04.1946 года в 454-м бомбардировочном авиационном полку 334-й бомбардировочной авиационной дивизии произошла катастрофа, в результате которой разбился самолет Ту-2, заводской № 2/30. Экипаж погиб».
«Летчик, лейтенант Лобода выполнял упражнение в составе звена, будучи левым ведомым. При возвращении с задания после 1 часа 20 минут полета, по заявлению свидетелей, возник пожар на левой винто-моторной группе. Самолет перешел в пикирование, врезался в землю в 10 км северо-западнее аэродрома Зональное, в 4-х км западнее Кировска и разрушился.
Летчик выбросился на парашюте, но запутался в куполе. Штурман выбросился на парашюте, но кольца не выдернул. Воздушный стрелок-радист и воздушный стрелок также выбросились на парашютах, но из-за малой высоты парашюты не раскрылись»
«Самолет Ту-2С, выпущен 07.04.1945 г., заводом №23. С начала эксплуатации налетал 86 часов 25 минут, ремонтов не имел»
Экипаж:
Летчик лейтенант Лобода Яков Михайлович, родился 04.04.1924 г., в с.Боровенька Ворошиловоградской области. Окончив 9 классов, поступил в Омскую военную авиационную школу пилотов. В 1943 году поступил в Краснодарское военное авиационное училище, которое окончил в 1945 году.
Штурман лейтенант Шакиров Хаким Алимович, родился в 1920 году, в г.Ташкенте. Участник Великой Отечественной войны с 1942 года, наград не имеет.
Воздушный стрелок-радист ефрейтор Комиссаров Николай Павлович 1925 г.р. Участник Великой Отечественной войны, наград не имеет.
Воздушный стрелок ефрейтор Глазков Алексей Петрович, 1924 г.р. Участник Великой Отечественной войны, наград не имеет.
«Из архива нам пришло только фото летчика Якова Лобода, мы знаем, как он выглядел. Попробуем найти родных остальных членов экипажа, может они предоставят фото. Также, сейчас предстоит отыскать на кладбище с.Зонального могилу экипажа и посмотреть ее состояние. Если найдем, будем приводить в порядок. Запросы по двум другим самолетам мы также сделали, надеюсь ответ скоро придет. В Тымовском районе нам известны места гибели как минимум шести самолетов Ту-2, все они из 454-го БАП. Еще есть несколько крылатых машин других моделей, до некоторых мы пока не смогли добраться», - рассказывает руководитель Сахалинского регионального отделения «Поискового движения России» Артем Бандура.
«В донесении за 1946 год значится еще один погибший воздушный стрелок-радист, также похороненный на кладбище с.Зональное. Информацию о катастрофе при посадке на аэродром Зональное, удалось получить из архива и установить, как погиб ефрейтор Абдулин Миргарифан Куддусович», - рассказывает активист Движения Виталий Каликин.
По архивным данным установлено: «15.03.1946 года в 454-м БАП 334-й БАД произошла катастрофа самолета Ту-2С, №13/29 на аэродроме Зональное»
«В экипаж входили: летчик младший лейтенант Овинцев Николай Иванович, штурман звена лейтенант Нечухранный Иван Григорьевич и стрелок-радист ефрейтор Абдулин Миргарифан Куддусович»
«При выполнении тренировочных полетов по кругу на взлете лопнула покрышка правого колеса. Прекратить взлет не было возможности, т.к. самолет был уже в отрыве. Набрав высоту 400-500 метров летчик доложил о случившемся по радио. Получил указание – производить посадку на колеса нормально, возможный правый разворот при посадке парировать левым тормозом и правым мотором.
Летчик доложил, что указание понял и пошел на посадку. Подвод к земле был правильным, на выдерживании летчик создал левый крен, но при посадке крен увеличил, в результате чего самолет развернуло на 45° влево. Самолет опустился на три точки. Колесами зарылся в снег и скапотировал. Самолет разбит, ремонту не подлежит.
Летчик и штурман невредимы, стрелок-радист получил ранение головы, через три часа умер в госпитале.
Летчик младший лейтенант Овинцев Николай Иванович, родился в 27.07.1920 г., в с.Городец, Ленинградской области. Окончил 10 классов в 1937 году. В 1944 году окончил Кировобадскую высшую авиационную школу пилотов им.Хользунова. Участник Великой Отечественной войны и войны с Японией. Награжден: медалями «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», «За Победу над Японией», «30 лет Советской армии и флота», орденом «Красная звезда». Уволен в запас в 1968 году в звании инженера-подполковника.
Штурман лейтенант Нечухранный Иван Григорьевич, родился 01.05.1920 года, в с.Гробовщина Полтавской области. В 1940 году окончил техникум механизации сельского хозяйства. А в 1941 году окончил Харьковскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров. Участник Великой Отечественной войны и войны с Японией. Награжден: орденами «Отечественной войны I и II степени», медалями «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», «За Победу над Японией», «За боевые заслуги», «30 лет Советской армии и флота», орденом «Красная звезда». Уволен в запас в 1960 году в звании майора.
Воздушный стрелок-радист ефрейтор Абдулин Миргарифан Куддусович родился в 1926 году в Башкирской АССР. Других сведений не имеется.
Итогом архивной, полевой поисковой работы в 2019 году станет издание третьего выпуска Книги Памяти «Вечный полёт».
Проект «Вечный полёт» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов в 2018 году.