Сахалинские поисковики исследовали место падения самолета И-15 бис в Смирныховском районе

Сахалинские поисковики исследовали место падения самолета И-15 бис в Смирныховском районе
11.06.2019

В мае этого года житель села Онор сообщил поисковикам информацию о месте падения самолета в тундре Смирныховского района. Активисты «Поискового движения России» сразу же выехали на место. Были обнаружены фрагменты и рама самолёта И-15бис. Рама практически в целом состоянии, а вокруг, на небольшом удалении лежали подо мхом и травой капоты, обшивка фюзеляжа, силовые элементы лонжеронов, подкосы, расчалки. Видно было, что разброс обломков невелик. Очевидно, летчик пытался посадить самолет на землю, но скапотировал о неровную тундру, несколько раз перевернулся. Двигатель и моторама отсутствовали. Не было вооружения, приборов, сиденья, топливного бака. Самолет был полностью разукомплектован.

В июне работы были продолжены. Поисковики смогли найти много фрагментов, ранее скрытых под толщей льда и воды. Был найден заводской номер самолёта, который позволит пролить свет на это происшествие. Уже отправлен запрос в архив для установления судьбы летчика. На месте пока не обнаружены элементы парашютной системы, что может говорить об аварии, а не катастрофе. В архивных документах у активистов есть данные о двух катастрофах, случившихся в 40-х годах на Северном Сахалине, однако в них отсутствуют данные о заводском номере самолета и районе падения. Поэтому пока связать имеющиеся данные нет возможности.

Также на одном из капотов двигателя самолёта была обнаружена надпись: "Здесь были Кузнецов И.В., Ильин П.И. и разные даты: 10.9.1956, 21.9.1957, 10.9.1958 г". Было бы интересно найти этих людей или их родственников и узнать, возможно об этой истории и почему они были всегда в сентябре месяце.

«Так как самолёт уникальный для Сахалина и хорошо сохранилась рама, а все фрагменты практически целые, за исключением фанерных и деревянных деталей и перкалевой обшивки, после осмотра было принято решение вывозить все фрагменты для последующей реставрации. К сожалению, своей техники, способной перемещаться по болотистой местности у нас нет, пришлось искать помощь на стороне. В этом нам помогли жители г.Александровск-Сахалинского Василий и Денис со своим болотоходом. За что мы им очень благодарны» - поделился руководитель Сахалинского регионального отделения «Поискового движения России» Артем Бандура.

Вывоз фрагментов этого биплана занял 9 часов.

«На месте мы сделали сани-волокуши из поваленных деревьев. На эти импровизированные сани положили раму, а внутрь и сверху все остальные фрагменты. Вывоз дался нелегко. Из-за пней, цепляющихся за нашу конструкцию, часто обрывался трос крепящий ее к болотоходу и даже ломались полозья саней. Приходилось всё начинать делать заново. Затем все было погружено на кран-балку и доставлено к месту хранения» - рассказал активист Движения Михаил Хашба.

Буквально на днях житель с.Зонального Константин отдал активистам мотораму для двигателя М-25, который ставился на самолеты И-15, И-15бис, И-16. Все эти самолеты стояли на вооружении истребительных полков на севере Сахалина в 1940-х годах. Поисковики не теряют надежды, что данный самолет также удастся отправить на реставрацию как ранее Ил-2КР. Для полной реставрации этого истребителя конца 1930-х годов необходимо около 2,5 млн.рублей.

Работы по увековечению памяти погибших военных летчиков проводятся в рамках проекта «Вечный полёт» на средства Фонда Президентских грантов.

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
Министерство просвещения
Росмолодежь
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ
Телеканал "Победа"
роспатриотцентр
РДШ
РВИО
None
Волонтеры Победы
None
Память поколений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
«ЮНАРМИЯ» – российское детско-юношеское движение
3.	Министерство культуры Республики Крым
Портал Ветераны.РФ
Год Памяти и Славы
Росрекон