В мае этого года житель села Онор сообщил поисковикам информацию о месте падения самолета в тундре Смирныховского района. Активисты «Поискового движения России» сразу же выехали на место. Были обнаружены фрагменты и рама самолёта И-15бис. Рама практически в целом состоянии, а вокруг, на небольшом удалении лежали подо мхом и травой капоты, обшивка фюзеляжа, силовые элементы лонжеронов, подкосы, расчалки. Видно было, что разброс обломков невелик. Очевидно, летчик пытался посадить самолет на землю, но скапотировал о неровную тундру, несколько раз перевернулся. Двигатель и моторама отсутствовали. Не было вооружения, приборов, сиденья, топливного бака. Самолет был полностью разукомплектован.
В июне работы были продолжены. Поисковики смогли найти много фрагментов, ранее скрытых под толщей льда и воды. Был найден заводской номер самолёта, который позволит пролить свет на это происшествие. Уже отправлен запрос в архив для установления судьбы летчика. На месте пока не обнаружены элементы парашютной системы, что может говорить об аварии, а не катастрофе. В архивных документах у активистов есть данные о двух катастрофах, случившихся в 40-х годах на Северном Сахалине, однако в них отсутствуют данные о заводском номере самолета и районе падения. Поэтому пока связать имеющиеся данные нет возможности.
Также на одном из капотов двигателя самолёта была обнаружена надпись: "Здесь были Кузнецов И.В., Ильин П.И. и разные даты: 10.9.1956, 21.9.1957, 10.9.1958 г". Было бы интересно найти этих людей или их родственников и узнать, возможно об этой истории и почему они были всегда в сентябре месяце.
«Так как самолёт уникальный для Сахалина и хорошо сохранилась рама, а все фрагменты практически целые, за исключением фанерных и деревянных деталей и перкалевой обшивки, после осмотра было принято решение вывозить все фрагменты для последующей реставрации. К сожалению, своей техники, способной перемещаться по болотистой местности у нас нет, пришлось искать помощь на стороне. В этом нам помогли жители г.Александровск-Сахалинского Василий и Денис со своим болотоходом. За что мы им очень благодарны» - поделился руководитель Сахалинского регионального отделения «Поискового движения России» Артем Бандура.
Вывоз фрагментов этого биплана занял 9 часов.
«На месте мы сделали сани-волокуши из поваленных деревьев. На эти импровизированные сани положили раму, а внутрь и сверху все остальные фрагменты. Вывоз дался нелегко. Из-за пней, цепляющихся за нашу конструкцию, часто обрывался трос крепящий ее к болотоходу и даже ломались полозья саней. Приходилось всё начинать делать заново. Затем все было погружено на кран-балку и доставлено к месту хранения» - рассказал активист Движения Михаил Хашба.
Буквально на днях житель с.Зонального Константин отдал активистам мотораму для двигателя М-25, который ставился на самолеты И-15, И-15бис, И-16. Все эти самолеты стояли на вооружении истребительных полков на севере Сахалина в 1940-х годах. Поисковики не теряют надежды, что данный самолет также удастся отправить на реставрацию как ранее Ил-2КР. Для полной реставрации этого истребителя конца 1930-х годов необходимо около 2,5 млн.рублей.
Работы по увековечению памяти погибших военных летчиков проводятся в рамках проекта «Вечный полёт» на средства Фонда Президентских грантов.