Сахалинские поисковики установили судьбы погибшего экипажа Ил-28 в Тымовском районе

Сахалинские поисковики установили судьбы погибшего экипажа Ил-28 в Тымовском районе
22.03.2019

В результате работы в архивах Министерства Обороны Российской Федерации, получены первые результаты.

В документах о лётных происшествиях были найдены данные о катастрофе самолёта Ил-28, на месте крушения которого активисты «Поискового движения России» побывали в 2018 году благодаря местным жителям.

Тогда, в районе с.Палево Тымовского района поисковики обнаружили фрагменты фронтового бомбардировщика Ил-28. На первом же обнаруженном фрагменте был четко виден заводской номер самолёта 36603904. Далее, осматривая другие крупные обломки, этот номер множество раз дублировался. Самолёт шёл с юга, первые фрагменты, это части крыльев и хвостового оперенья лежали на поверхности и под зарослями багульника. В этом месте растут высокие ёлки, верхушки которых срезаны, видимо при падении военной машины. В 50 метрах от одного фрагмента крыла лежал удлинитель выхлопной трубы двигателя, на котором осталось крепежное кольцо с номером реактивного двигателя ВК-1. Еще в 30 метрах севернее лежал ящик под снаряды НР, калибра 23 мм и сами разорванные гильзы. Рядом были найдены катапультируемые кресла пилота и штурмана, замки и пряжки парашютной системы. По заводскому номеру было ясно, что самолёт 1953 года выпуска, произведен на заводе №166.

В карточках лётных происшествий удалось обнаружить следующую информацию:
«10 декабря 1953 года произошла катастрофа самолёта Ил-28 970-го бомбардировочного авиационного полка 162-ой бомбардировочной авиационной дивизии.
Экипаж выполнял тренировочный полёт в закрытой кабине. В 10-00 на высоте 2000 метров запросил выход на приводную и доложил, что лёг на курс, обратный посадочному. После этого связь с самолётом прекратилась. Установлено, что самолёт на планировании, с нормальным углом, с посадочным курсом, не долетев до аэродрома 8-10 км, с выпущенными шасси приземлился на лес в местности, превышающей уровень аэродрома на 180 метров. От удара о лес самолёт прорубил просеку до 300 метров, разрушаясь о деревья, врезался в землю и сгорел. Экипаж погиб. В 15 метрах от места удара о деревья найден люк штурмана. Очевидно, штурман видел, что придется произвести посадку на лес, сбросил люк аварийно
»

Экипаж:
лётчик – старший лейтенант Овчаренко Пётр Фёдорович;
штурман – старший лейтенант Кац Исаак Моисеевич;
воздушный стрелок-радист рядовой Данилов Семён Филиппович.

Самолёт изготовлен 26.08.1953 года. 970-й БАП дислоцировался в п.Зональное.

Место катастрофы находится в 7 километрах западнее посадочного курса на аэродром Зональное, в 10 км на удалении от взлётно-посадочной полосы.

Овчаренко Пётр Фёдорович, родился 13.07.1927 года, в г.Орск, Чкаловской области. Окончил 10 классов в 1943 году в г.Баку. В 1944 году поступил в Кировобадское военное авиационное училище лётчиков им.Хользунова, которое окончил в 1949 году и поступил на службу в 970-й бомбардировочный Городище-Сталинградский ордена Кутузова авиационный полк 162-й бомбардировочной авиационной дивизии 57-ой Воздушной Армии. Дивизия в 1951 году переведена в 29-ю Воздушную Армию. Служил в звании старшего лейтенанта в должности старшего лётчика 970-го БАП. Награжден медалями «За Победу над Германией» и «30 лет Советской Армии и Флота»

Кац Исаак Моисеевич, родился 20.12.1927 года, в п.Ярмолинцы, Каменец-Подольской области. Окончил 10 классов в 1944 г. в г.Самарканде. Затем поступил в Ташкентскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров. В 1945 году поступил во
2-е Чкаловское военное авиационное училище штурманов, которое окончил в 1949 году и сразу же был направлен штурманом в 970-й БАП 162-й БАД 57-й ВА, затем 29-й ВА и служил в звании старший лейтенант в должности штурмана звена.
Награжден медалью «30 лет Советской Армии и Флота»

Данилов Семён Филиппович, родился 15.08.1931 года, в с.Есиновка Макеевского района Сталинской области. Окончил 7 классов в 1946 году, затем поступил в Канскую школу воздушных стрелков радистов, которую окончил в 1951 году.
Служил в звании рядового 3-й авиаэскадрильи 970-го БАП.

 «Тымовский район «богат» на места падения бомбардировщиков. В селах Кировское и Зональное в своё время стояли бомбардировочные полки и дивизии. Только в 2018 году мы работали на 5 местах катастроф. В трёх из них это были самолёты Ту-2. За межсезонье, благодаря сведениям местных жителей предварительно установлены еще 3 места, где ранее были обнаружены фрагменты «больших» самолётов. Как только сойдёт снег, мы отправимся на их поиски. Также предстоит найти захоронение экипажа самолёта Ил-28, в архивных документах это почему то не отразилось» - рассказал руководитель Регионального отделения «Поискового движения России» Артем Бандура.

«Работая в ЦАМО РФ, нам удалось найти сведения на погибших в 40-е годы на Северном Сахалине лётчиков, о которых мы ранее не знали. Сейчас пытаемся отыскать обстоятельства их гибели. Среди них есть и один пропавший без вести, штурман экипажа самолёта Ту-2. Как и прежде, большую помощь оказал нам Начальник
1 отдела ЦАМО РФ Тихонов Андрей Владимирович
» - поделился информацией Руководитель архивно-мемориального отдела Регионального отделения «Поискового движения России» Николай Дегтерёв.

Работы по увековечению памяти погибших военных летчиков в 2019 году проводятся в рамках проектов «Небо Родины» и «Вечный полёт», на средства гранта, выделенного Фондом Президентских грантов.

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
Министерство просвещения
Росмолодежь
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ
Телеканал "Победа"
роспатриотцентр
РДШ
РВИО
None
Волонтеры Победы
None
Память поколений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
«ЮНАРМИЯ» – российское детско-юношеское движение
3.	Министерство культуры Республики Крым
Портал Ветераны.РФ
Год Памяти и Славы
Росрекон