Круглый стол «Без срока давности. Проблемы изучения и сохранения памяти жертв геноцида народов СССР на временно оккупированных территориях в годы Великой Отечественной войны» прошел 22 февраля в Общественной палате Российской Федерации. Участники обсудили научные и просветительские проекты, посвященные изучению военных преступлений против гражданского населения в зоне оккупации нацистской Германии, проект «Без срока давности», направленный на восстановление исторической справедливости по отношению к погибшим мирным гражданам, проведение поисковых работ на местах массового уничтожения населения.
Открывая встречу модератор дискуссии, ответственный секретарь «Поискового движения России» Елена Цунаева отметила, что все чаще в странах Запада звучат формировки о «невинных» солдатах нацисткой Германии и ее союзников. «Самое печальное, что эта информация и такой посыл проникает и в наше общество. Именно поэтому, мы сегодня собрали историков, общественных деятелей, представителей творческой интеллигенции – тех, кто занимается не только установлением судеб павших солдат Красной армии, а историями трагедий гражданского населения. Наша цель сегодня – выработать рекомендации, сформулировать постановку проблемы», – отметила она.
Заместитель председателя Общественной палаты города Волгограда Антон Лукаш сделал акцент на том, что искажение истории Второй Мировой Войны ведется через эмоциональные истории, изображающие солдат-оккупантов жертвами: «То, что нам кажется безусловным, то, о чем мы не собирались спорить, не так очевидно для молодых людей. И сейчас выясняется, что ведется ревизия истории. Для молодежи память о Великой Отечественной войне это уже не аксиома, а теорема, которую нужно доказывать».
Ректор РГГУ Александр Безборов рассказал о проблемах в качестве знаний подростов о событиях Великой Отечественной войны: «Мы часто говорим о том, что молодежь стала прагматичной, но, по моему мнению, люди стали наивней в своем восприятии исторических фактов». Также он представил работу проекта РГГУ по изучения воин и геноцидов – недавно центр запустил проект, посвящённый изучению этнокультурных процессов. Александр Борисович подчеркнул, что просветительская работа должна вестись с учетом сюжетов локальной истории.
Методист научно-методического отдела Центрального музей Великой Отечественной войны Дмитрий Суржик рассказал о проекте «Сожженные деревни», в рамках которого издан двухтомник материалов допросов немецких военнослужащих, которые проводились белорусскими органами следствия.
О книге «Поле заживо сожжённых» рассказал ее автор Владимир Фомичев. Издание посвящено фактам массовых сожжений гитлеровцами гражданского населения, работе по содействию восстановлению памяти о погибших, установке памятных и мемориальных досок. Александр Тимофеевич отметил, что очень важно, что именно «Поисковое движение России» поставило вопрос о необходимости преступления на оккупированных территориях в ходе заседания Российского организационного комитета «Победа».
Координатор проекта «Живая деревня», член Общественной палаты Ленинградской области Алексей Кравченко рассказал о создании национальной базы данных уничтоженных фашистскими оккупационными войсками населенных пунктов на территории современной России. На сайте проекта собраны данные о 1463 деревнях и селах.
Начальник отдела информационного обеспечения Российского государственного архива кинофотодокументов Галина Королева пригласила всех исследователей пользоваться фондами архива: «У нас хранится около миллиона метров кинопленки, снятой в военное время, больше количество фотодокументов».
Ректор Государственного академического университета гуманитарных наук Денис Фомин-Нилов отметил важность работы в социальных сетях, современных медийных проектах, адаптации контента под современные форматы: «Больше двух станиц молодежь не читает, и ролики должны быть не больше шести минут».
Заместитель директора Роспатриотцентра Дмитрий Блужин предложил в рамках федеральных молодежных форумов провести профильную смену, посвященную просветительским проектам, исследующим военные преступления против гражданского населения в зоне оккупации – собрать для дискуссии историков, специалистов СМИ, молодых школьных учителей.