Экспедиция по подъему фрагмента парохода «Рот Фронт» прошла у берегов Тамани

Экспедиция по подъему фрагмента парохода «Рот Фронт» прошла у берегов Тамани
28.08.2018

Подводный клуб «Эпрон» (Тольятти) провёл 32-ю экспедицию по поиску затонувших судов Великой Отечественной войны. Экспедиция «Эпрон-2018» прошла с 30 июля по 10 августа на Таманском полуострове.
Удалось идентифицировать найденный в прошлом фрагмент парохода практически перед отправкой в экспедицию. Им оказался советский теплоход «Рот Фронт».

Работа в море велась по нескольким направлениям. Первое - это обследование судна, второе – поиск. В районе рифа «Турецкой стенки» работали несколько лодок с ГБО (гидролокатором бокового обзора), но удача улыбнулась тем, кто обследовал риф визуально - на ластах.
Объект был обнаружен на самом рифе в развале камней. На месте развала обломков обнаружены фрагменты труб и цепь. Поднятая часть цепи из нескольких звеньев, показала, что по её состоянию можно датировать объект началом-серединой прошлого века. Отсутствие корпуса и судового набора говорит о том, что судно было деревянным. Глубина на рифе около двух метров и не только риф, но и шторма ежегодно разрушали объект.

Искать в том месте с прибором было невозможно: можно было напороться на сам риф, да и картинка ГБО была нечитаема из-за огромного количества камней.  Вот и в этот раз, штормовая волна и ухудшившаяся видимость не дали обследовать объект до конца.

Работа по идентификации судна «Рот фронт» подошла к своему логичному завершению. Начата работа по его постановке на учёт.

 Ход идентификации затонувшего объекта на траверзе м. Железный рог (посёлок Волна). Обнаружение объекта клубом «ЭПРОН» состоялось в 2017 году.

Обследование проводилось в июле-августе 2017 и 2018 годов, в светлое время суток. Изначально предполагалось, что это судно «МАЙКОП» потопленное авиацией противника у Таманского полуострова в ноябре 1941 года. 

Ввиду того, что при осмотре объекта никаких факторов, которые могли бы дать точное определение судна, не обнаружено, начата работа по идентификации методом исключения. В качестве источника рассматривался список потерь судов Черноморско-Азовского бассейна в годы Великой Отечественной войны - (93 судна). Из всех перечисленных судов близкие по описанию, месту затопления и характеристикам к исследуемому объекту включены в разработку: «Майкоп», «Кавказ» и «Рот Фронт».

Собрав весь материал по судам с именем «Майкоп» стало известно что его вывод из эксплуатации 19.11.1941 в результате потопления авиацией противника у Таманского полуострова, но 21.06.1944 года судно было поднято и переоборудовано в электромагнитный тральщик «ЭМТЩ – 516». Выведено из строя в 1958 году.

Второй вариант – «Рот фронт», был якобы обнаружен в районе мыса Такиль и во всех справочниках отмечен именно в той акватории, но весной экспедиция Александра Ёлкина обследовала его и сделала заявление, что это «Кавказ», который шёл на помощь подорвавшейся «Ялте». Экспедиция А. Ёлкина обследовала пароход и обнаружила корму с названием «Кавказ», что полностью исключило версию о том, что это «Рот Фронт».

Таким образом, осталась одна рабочая версия – «Рот фронт». Из подтверждающих факторов: размерения, тип судна, отсутствие координат и точного места гибели, отсутствие признаков генерального груза, упоминание о частичном подъёме корпуса. Из факторов, не совпадающих с известной информацией по судну: курс обломков на вход в пролив, а не на выход, как должен был следовать корабль. Но в случае авианалёта, капитан мог совершать манёвр уклонения и переложил руль круто на борт. В момент попадания и начала затопления возможности маневрирования уже не было и судно, совершив циркуляцию, затонуло, оказавшись в существующем положении.

4.11.1941 года теплоход «Рот фронт» (капитан В.К. Субботин) следовал из Керчи. При выходе из Керченского пролива в районе мыса Такиль был потоплен немецкой авиацией. Погибло 13 человек.

18 ноября 1953 года теплоход был поднят по частям АСС ЧФ и сдан «Рудметаллторгу».

По информации ЦВМА РФ, №67 ММФ. Справка №821 АМО ВМФ, №5127 оказалось, что помимо погибших 13 человек экипажа, вместе с судном погибло и 300 работников завода имени «Войкова».

«4 ноября 1941 года от заводской угольной пристани у Змеиного мыса отошёл пароход «Рот Фронт» на борту которого были, отправляясь в эвакуацию на Урал, специалисты ГМЗ им. Войкова, коксохимзавода им. С.М. Кирова, члены их семей, женщины, старики, дети. Зерно, пшеница, оборудование, документы. Это был один из последних пароходов, увозивших в эвакуацию родных и близких. На берегу было много провожающих. Был потоплен бомбой сброшенной немецким самолётом. Затонул в Керченском проливе. На борту было более шестисот человек, спаслось менее тридцати».

Тот факт, что судно лежит не у мыса Такиль, а практически у мыса Железный рог — это в 16 км от предполагаемого места затопления, и то, что оно развёрнуто носом на вход в Керченский пролив (а не из него, как было положено ему двигаться) говорит о том, что корабль пытался уклониться от авианалёта. Кто-то погиб сразу от взрыва, другие какое-то время держались на воде, но переохлаждение забрало и их жизни. Спаслись немногие, продержавшись в воде около двух часов.

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
Министерство просвещения
Росмолодежь
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ
Телеканал "Победа"
роспатриотцентр
РДШ
РВИО
None
Волонтеры Победы
None
Память поколений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
«ЮНАРМИЯ» – российское детско-юношеское движение
3.	Министерство культуры Республики Крым
Портал Ветераны.РФ
Год Памяти и Славы
Росрекон