В ходе межрегиональной поисковой экспедиции «Навечно в небе» участники Поискового объединения «АвиаПоиск» Приморского регионального отделения «Поискового движения России» совместно с коллегами из Амурского и Комсомольского районов Хабаровского края провели поисковые работы на горе Маглой, где в 1951 году разбился транспортный самолёт Ли-2.
Непосредственно экспедиции предшествовала полуторагодовая работа по сбору сведений о катастрофе и обобщению архивного материала. Для этого участники «АвиаПоиска» провели месяц в Центральном архиве Министерства обороны, где установили информацию о происшествии и ознакомились с учётно-послужными картами членов экипажа. Стимулом к экспедиции на гору Маглой стали также информация краеведа Александра Сесёлкина и фильм организации «Планета тайга» об этой горе, в котором рассказывалось про погибший самолёт и выжившем члене экипажа.
После установления всех данных, стало ясно, что 13 октября 1951 года в 03 часа 28 минут во время выполнения ночного учебно-тренировочного полёта по маршруту в сложных метеоусловиях самолёт Ли-2 №18421402 с бортовым номером «20» и моторами АШ-62ИР №62044198 (левый) и №6210421 (правый) из состава 51-го Гвардейского транспортного авиационного полка 54-й транспортной авиационной дивизии 29-й Воздушной армии, попал в облачность и обледенел. Пытаясь выйти под нижнюю кромку облаков, самолёт врезался в склон горы на высоте 1100 метров и сгорел. Из шести членов экипажа удалось чудом выжить бортовому технику Мозжухину Ивану Николаевичу, который на 13-й день после катастрофы вышел к железной дороге и был подобран местными жителями. Теперь стали известны имена членов экипажа:
– Лётчик, командир корабля лейтенант Крутов Владимир Александрович 09.08.1923 г.р.
– Второй лётчик старший лейтенант Титов Вениамин Яковлевич 04.1918 г.р.
– Штурман старший лейтенант Лащёв Михаил Фёдорович 10.09.1925 г.р.
– Бортовой техник старшина Шабалин Анатолий Георгиевич 1926 г.р.
– Воздушный стрелок-радист сержант Мягков Иван Петрович 1929 г.р.
В ходе полевых работ поисковиками среди остатков выгоревшей кабины были обнаружены останки членов экипажа и их личные вещи – центральные замки парашютных систем С-4, каркасы парашютных ранцев, пуговицы, фрагменты обуви. Участниками экспедиции на месте катастрофы Ли-2 была установлена памятная табличка с информацией о происшествии и именами членов экипажа. Затем поисковики отправились на кладбище Комсомольска-на-Амуре, где отыскали могилу членов экипажа Ли-2, останки которых, как оказалось, были захоронены ещё 8 мая 1975 года, после настойчивых требований неравнодушных граждан.
Теперь, после оформления всех необходимых процедур, останки погибшего экипажа будут переданы администрации Комсомольска-на-Амуре для захоронения, а могила экипажа должна быть приведена в надлежащее состояние и поставлена на учёт в качестве воинского захоронения. Участники «АвиаПоиска» надеются, что ещё одно «белое пятно» в истории дальневосточной авиации будет закрыто, и погибшие, наконец, упокоятся. В завершении экспедиции, поисковики провели встречу с ребятами из патриотических клубов и общественностью Комсомольска-на-Амуре, рассказав о своей работе, и показав видеоматериал, отснятый в ходе экспедиции «Навечно в небе».
Помощь в организации работы в районе Комсомольска-на-Амуре оказали начальник отдела по молодёжной политике Комсомольска-на-Амуре Екатерина Абрамова, руководитель турклуба Амурска Виктор Туровец, управление по делам ГО и ЧС Амурска и журналист местного издания «ДВХаб» Светлана Шерстобитова.
Работа в рамках реализации проектов «Навечно в небе» ПО «АвиаПоиск», и «Небо Родины» «Поискового движения России» проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.