Сахалинские поисковики установили памятную табличку на месте гибели военно-транспортного самолета Ли-2

Сахалинские поисковики установили памятную табличку на месте гибели военно-транспортного самолета Ли-2
27.07.2018

Несколько лет потребовалось активистам «Поискового движения России», чтобы установить обстоятельства гибели военных летчиков и добраться до места трагедии, которая произошла 72 года назад.

Место столкновения самолета с одной из сахалинских сопок находится в 15 км западнее посёлка Новое, на границе Поронайского и Макаровского района, в глухой тайге. Добраться до него не просто, сначала 15 км пути пролегают по бездорожью, которое осилит только подготовленный автомобиль, следующий отрезок уже необходимо преодолевать пешком, а еще 10-15 км по речкам, сопкам и склонам.

Ранее, когда ученики школы села Новое ходили пешком к месту трагедии, поход занимал несколько суток. День школьники шли в одну сторону, ночевали у подножия роковой сопки, день проводили на месте гибели самолета, затем снова ночевка, и потом уже обратный путь домой.

Поисковики познакомились с двумя проводниками, которые с радостью согласились помочь добраться до нужного места. Один из них - Алексей Свидерский, хорошо знает дорогу через перевал к реке Нитуй, а другой - Павел Иванович Шелудько, уже был на месте трагедии несколько раз.

Две машины и семь человек команды отправились в путь через посёлок Восток. Накануне прошедший дождь сделал глиняную дорогу скользкой, но благодаря подготовке удавалось проходить сложные места без особых проблем, однако, дорога заняла много времени. К речке Нитуй спустились уже к вечеру.
Решено было разбить лагерь и на следующий день выходить вверх по реке, затем по ручью.

Рано утром поисковики отправились к намеченной цели. За три десятка лет, когда там был последний раз Павел Иванович, местность сильно изменилась. Много выросло деревьев, а поляны, ранее бравшиеся за ориентиры, заросли и поисковикам пришлось пройти немало лишних километров, чтобы попасть к намеченной цели уже под вечер.

Место авиакатастрофы представляет собой склон, протянувшийся с востока на запад. Самолет, летевший с северо-востока, при развороте под углом врезался почти в самый верх склона. От удара левая консоль и двигатель отлетели на ровную верхушку сопки, правая консоль вниз по склону, а киль со стабилизатором перелетел на южный склон. Топливо из баков загорелось, пламя поглотило экипаж и фюзеляж самолета, который полностью сгорел. Удивительно, в архивной справке сказано, что в этом самолете были пассажиры, которые получили травмы и ожоги, но выжили. Каким образом они выбрались к населенному пункту, остается загадкой.

На месте трагедии целыми остались консоли крыла, стойки шасси и двигателя, а также хвостовая часть самолета. От всего остального только оплавленный алюминий. А самолет был внушительных размеров: размах крыла почти 29 метров, длина самолета почти 20.

Поисковикам нужно было успеть вернуться до темноты к месту дислокации, так как ночной путь по речке и скользким камням мог быть крайне опасным. С собой на место трагедии активисты принесли памятную табличку и установили ее рядом с уменьшенной копией памятника, который стоит на могиле летчиков в посёлке Новое. Этот маленький обелиск поставили в начале 80-х годов жители села Новое, среди которых был и Павел Иванович (один из проводников), а также учитель местной школы – Вячеслав Корниенко, который нашел этот самолет осенью 1968 года.

«К сожалению, долгий путь к самолету не позволил сделать все, что задумывалось. Необходимо тщательно отработать место, постараться найти останки экипажа, которые не смогли в 60-70-х годах найти школьники с.Новое вместе со своим учителем. По его словам, останков в то время они нашли не очень много. Также необходимо покрасить памятник. Эта работа нескольких дней. Главное, теперь у нас есть координаты места столкновения самолета с сопкой, известен самый короткий путь к нему и мы вернемся туда в ближайшее время» - говорит руководитель Сахалинского регионального отделения «Поискового движения России» Артем Бандура.

«Мы очень благодарны нашим проводникам Павлу Ивановичу и Алексею. Без них, наверное, мы бы еще дольше искали самолет. Тем более, оказалось, что самолет лежит не на самой горе Монетная или как её называют местные – Вулкан, а на сопке, пониже, расположенной севернее нее. А двум замечательным жителям Макаровского района, в свою очередь, было очень интересно принять участие в такой экспедиции» - рассказал специалист по авиации регионального отделения Алексей Охрименко.

72 года назад, 4 июля 1946 года в этой катастрофе погибли участники Великой Отечественной и Советско-японской войн. Летчики, совершившие десятки боевых вылетов и имевшие за них боевые ордена и медали, погибли в мирное время, выполняя служебное задание.
Командир корабля - гвардии лейтенант Харин Дмитрий Евдокимович, 1923 г. р.
Лётчик - лейтенант Бочаров Евгений Викторович, 1922 г. р.
Штурман – гвардии младший лейтенант Тюльнев Евгений Петрович, 1923 г. р.
Бортовой техник - младший техник-лейтенант Шпыхов Николай Егорович, 1915 г. р.

 

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
Министерство просвещения
Росмолодежь
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ
Телеканал "Победа"
роспатриотцентр
РДШ
РВИО
None
Волонтеры Победы
None
Память поколений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
«ЮНАРМИЯ» – российское детско-юношеское движение
3.	Министерство культуры Республики Крым
Портал Ветераны.РФ
Год Памяти и Славы
Росрекон