Несколько лет потребовалось активистам «Поискового движения России», чтобы установить обстоятельства гибели военных летчиков и добраться до места трагедии, которая произошла 72 года назад.
Место столкновения самолета с одной из сахалинских сопок находится в 15 км западнее посёлка Новое, на границе Поронайского и Макаровского района, в глухой тайге. Добраться до него не просто, сначала 15 км пути пролегают по бездорожью, которое осилит только подготовленный автомобиль, следующий отрезок уже необходимо преодолевать пешком, а еще 10-15 км по речкам, сопкам и склонам.
Ранее, когда ученики школы села Новое ходили пешком к месту трагедии, поход занимал несколько суток. День школьники шли в одну сторону, ночевали у подножия роковой сопки, день проводили на месте гибели самолета, затем снова ночевка, и потом уже обратный путь домой.
Поисковики познакомились с двумя проводниками, которые с радостью согласились помочь добраться до нужного места. Один из них - Алексей Свидерский, хорошо знает дорогу через перевал к реке Нитуй, а другой - Павел Иванович Шелудько, уже был на месте трагедии несколько раз.
Две машины и семь человек команды отправились в путь через посёлок Восток. Накануне прошедший дождь сделал глиняную дорогу скользкой, но благодаря подготовке удавалось проходить сложные места без особых проблем, однако, дорога заняла много времени. К речке Нитуй спустились уже к вечеру.
Решено было разбить лагерь и на следующий день выходить вверх по реке, затем по ручью.
Рано утром поисковики отправились к намеченной цели. За три десятка лет, когда там был последний раз Павел Иванович, местность сильно изменилась. Много выросло деревьев, а поляны, ранее бравшиеся за ориентиры, заросли и поисковикам пришлось пройти немало лишних километров, чтобы попасть к намеченной цели уже под вечер.
Место авиакатастрофы представляет собой склон, протянувшийся с востока на запад. Самолет, летевший с северо-востока, при развороте под углом врезался почти в самый верх склона. От удара левая консоль и двигатель отлетели на ровную верхушку сопки, правая консоль вниз по склону, а киль со стабилизатором перелетел на южный склон. Топливо из баков загорелось, пламя поглотило экипаж и фюзеляж самолета, который полностью сгорел. Удивительно, в архивной справке сказано, что в этом самолете были пассажиры, которые получили травмы и ожоги, но выжили. Каким образом они выбрались к населенному пункту, остается загадкой.
На месте трагедии целыми остались консоли крыла, стойки шасси и двигателя, а также хвостовая часть самолета. От всего остального только оплавленный алюминий. А самолет был внушительных размеров: размах крыла почти 29 метров, длина самолета почти 20.
Поисковикам нужно было успеть вернуться до темноты к месту дислокации, так как ночной путь по речке и скользким камням мог быть крайне опасным. С собой на место трагедии активисты принесли памятную табличку и установили ее рядом с уменьшенной копией памятника, который стоит на могиле летчиков в посёлке Новое. Этот маленький обелиск поставили в начале 80-х годов жители села Новое, среди которых был и Павел Иванович (один из проводников), а также учитель местной школы – Вячеслав Корниенко, который нашел этот самолет осенью 1968 года.
«К сожалению, долгий путь к самолету не позволил сделать все, что задумывалось. Необходимо тщательно отработать место, постараться найти останки экипажа, которые не смогли в 60-70-х годах найти школьники с.Новое вместе со своим учителем. По его словам, останков в то время они нашли не очень много. Также необходимо покрасить памятник. Эта работа нескольких дней. Главное, теперь у нас есть координаты места столкновения самолета с сопкой, известен самый короткий путь к нему и мы вернемся туда в ближайшее время» - говорит руководитель Сахалинского регионального отделения «Поискового движения России» Артем Бандура.
«Мы очень благодарны нашим проводникам Павлу Ивановичу и Алексею. Без них, наверное, мы бы еще дольше искали самолет. Тем более, оказалось, что самолет лежит не на самой горе Монетная или как её называют местные – Вулкан, а на сопке, пониже, расположенной севернее нее. А двум замечательным жителям Макаровского района, в свою очередь, было очень интересно принять участие в такой экспедиции» - рассказал специалист по авиации регионального отделения Алексей Охрименко.
72 года назад, 4 июля 1946 года в этой катастрофе погибли участники Великой Отечественной и Советско-японской войн. Летчики, совершившие десятки боевых вылетов и имевшие за них боевые ордена и медали, погибли в мирное время, выполняя служебное задание.
Командир корабля - гвардии лейтенант Харин Дмитрий Евдокимович, 1923 г. р.
Лётчик - лейтенант Бочаров Евгений Викторович, 1922 г. р.
Штурман – гвардии младший лейтенант Тюльнев Евгений Петрович, 1923 г. р.
Бортовой техник - младший техник-лейтенант Шпыхов Николай Егорович, 1915 г. р.