Поисковики Сахалина обследовали место падения самолета СБ

Поисковики Сахалина обследовали место падения самолета СБ
18.06.2018

Место крушения самолёта СБ (он же АНТ-40) обследовали 16-18 июня поисковики Сахалинского регионального отделения «Поискового движения России». Самолет потерпел крушение рядом с селом Адо-Тымово.

О том, что в том районе находятся фрагменты предположительно самолёта СБ (он же АНТ-40), поисковики знали давно. Историк-краевед Игорь Самарин говорил, что им была найдена турель стрелка-радиста, характерная для самолёта СБ. Также была информация о том, что практически весь самолет сдан на металл и ничего не сохранилось.

Место разбора одного из двигателей помог найти научный сотрудник Тымовского краеведческого музея Сергей Горбунов. Вместе с поисковиками он отправился в путь по сопкам, где на одной из заросших лесовозных дорог был обнаружен разбитый и полуразобранный двигатель М-103. Поисковикам без проблем удалось найти на нем заводские номера, по которым был определен год и квартал выпуска мотора. Чуть выше находилось место, куда стаскивали фрагменты самолета для разборки. Практически на поверхности находились различные фрагменты, снятые с двигателя, а также фрагменты обшивки.

По сведениям очевидцев, долго время на месте падения лежали консоли крыла со звездами. Затем они вместе с остатками фюзеляжа и вторым двигателем были вывезены.

Поисковикам потребовалась несколько часов, чтобы по маленьким фрагментам алюминия в земле определить путь, по которому вытаскивали части самолета со склона сопки.

На месте падения был обнаружен и второй двигатель. С него были сняты только лопасти винта. Вокруг двигателя большое количество алюминия, фрагменты обшивки, бензобаков, силовых элементов крыла.

«Выйдя на место падения самолета, мы сразу же стали собирать и осматривать каждый фрагмент на наличие заводского номера. Были найдены несколько бирок, на которых выбиты цифры, вполне подходящие под номер самолета. Также, мы без проблем нашли на втором двигателе его номера, и части от двигателя с дублирующими номерами, который лежит на лесовозной дороге. Причем двигатель, который остался на месте крушения 1938 года выпуска, а тот, что вытащили наверх, на год старше», – рассказал активист регионального отделения Алексей Охрименко.

Вокруг места падения большое количество разорванных гильз к пулемету ШКАС. На данном самолете их было три штуки с боезапасом в несколько тысяч патронов. Судя по характеру разброса обломков, самолет летел с юго-востока. Самые дальние фрагменты, обнаружены на расстоянии 90 метров от двигателя.

«Ниже места падения была найдена основная стойка шасси, характерная именно для самолета СБ, а так как двигатели этого самолета именно модели М-103, стало ясно, что здесь разбился самолет СБ-2. Во время проведенной работы мы пока не обнаружили элементов парашютной системы и останков экипажа, возможно летчик, штурман и стрелок-радист успели покинуть самолет на парашютах. Через некоторое время мы вернемся в район для продолжения работы. Нами уже отправлен запрос в архив для уточнения информации о причинах падения и судьбе экипажа. Надеемся, в скором времени получим нужную информацию» – рассказал руководитель Регионального отделения «Поисковое движение России» Артем Бандура.

«Тымовский район один из немногих в области, где стояла бомбардировочная и истребительная авиация в военное и послевоенное время. К сожалению, случались и катастрофы. Мы рассматриваем вопрос о создании экспозиции посвященной военной авиации в новом здании культурного центра пгт. Тымовское, в котором разместятся музей и библиотека. В ближайшее время вывезем с места падения самолета СБ, уникальные предметы, которые можно будет экспонировать. А благодаря работе поисковиков, мы сможем узнать судьбу экипажа», – рассказал начальник управления культуры и спорта Тымовского городского округа Дмитрий Смекалов.

Вместе с вице-мэром района Ириной Красюк и Дмитрием Смекаловым активисты посетили кладбище села Зональное, где были найдены могилы военных летчиков. Полученная от местного населения информация о местах падения военных самолетов оказалась очень ценной.

Также поисковики пообщались со старожилом села Валентиной Андреевной Шиловой. Она рассказала о том, что один из бомбардировщиков Ту-2 разбился на ее глазах, назвала фамилию командира корабля и указала место гибели. После архивных работ, на месте гибели Ту-2 также появится памятная табличка. Молодежное движение «Сила поколения! Кто, если не мы?!» готовит грантовый проект по обустройству мест захоронения экипажей погибших самолетов.

Работы по увековечению памяти погибших военных летчиков проводятся в рамках проектов «Небо Родины» и «Вечный полёт», на средства гранта Правительства Сахалинской области.

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
Министерство просвещения
Росмолодежь
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ
Телеканал "Победа"
роспатриотцентр
РДШ
РВИО
None
Волонтеры Победы
None
Память поколений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
«ЮНАРМИЯ» – российское детско-юношеское движение
3.	Министерство культуры Республики Крым
Портал Ветераны.РФ
Год Памяти и Славы
Росрекон