Место крушения самолёта СБ (он же АНТ-40) обследовали 16-18 июня поисковики Сахалинского регионального отделения «Поискового движения России». Самолет потерпел крушение рядом с селом Адо-Тымово.
О том, что в том районе находятся фрагменты предположительно самолёта СБ (он же АНТ-40), поисковики знали давно. Историк-краевед Игорь Самарин говорил, что им была найдена турель стрелка-радиста, характерная для самолёта СБ. Также была информация о том, что практически весь самолет сдан на металл и ничего не сохранилось.
Место разбора одного из двигателей помог найти научный сотрудник Тымовского краеведческого музея Сергей Горбунов. Вместе с поисковиками он отправился в путь по сопкам, где на одной из заросших лесовозных дорог был обнаружен разбитый и полуразобранный двигатель М-103. Поисковикам без проблем удалось найти на нем заводские номера, по которым был определен год и квартал выпуска мотора. Чуть выше находилось место, куда стаскивали фрагменты самолета для разборки. Практически на поверхности находились различные фрагменты, снятые с двигателя, а также фрагменты обшивки.
По сведениям очевидцев, долго время на месте падения лежали консоли крыла со звездами. Затем они вместе с остатками фюзеляжа и вторым двигателем были вывезены.
Поисковикам потребовалась несколько часов, чтобы по маленьким фрагментам алюминия в земле определить путь, по которому вытаскивали части самолета со склона сопки.
На месте падения был обнаружен и второй двигатель. С него были сняты только лопасти винта. Вокруг двигателя большое количество алюминия, фрагменты обшивки, бензобаков, силовых элементов крыла.
«Выйдя на место падения самолета, мы сразу же стали собирать и осматривать каждый фрагмент на наличие заводского номера. Были найдены несколько бирок, на которых выбиты цифры, вполне подходящие под номер самолета. Также, мы без проблем нашли на втором двигателе его номера, и части от двигателя с дублирующими номерами, который лежит на лесовозной дороге. Причем двигатель, который остался на месте крушения 1938 года выпуска, а тот, что вытащили наверх, на год старше», – рассказал активист регионального отделения Алексей Охрименко.
Вокруг места падения большое количество разорванных гильз к пулемету ШКАС. На данном самолете их было три штуки с боезапасом в несколько тысяч патронов. Судя по характеру разброса обломков, самолет летел с юго-востока. Самые дальние фрагменты, обнаружены на расстоянии 90 метров от двигателя.
«Ниже места падения была найдена основная стойка шасси, характерная именно для самолета СБ, а так как двигатели этого самолета именно модели М-103, стало ясно, что здесь разбился самолет СБ-2. Во время проведенной работы мы пока не обнаружили элементов парашютной системы и останков экипажа, возможно летчик, штурман и стрелок-радист успели покинуть самолет на парашютах. Через некоторое время мы вернемся в район для продолжения работы. Нами уже отправлен запрос в архив для уточнения информации о причинах падения и судьбе экипажа. Надеемся, в скором времени получим нужную информацию» – рассказал руководитель Регионального отделения «Поисковое движение России» Артем Бандура.
«Тымовский район один из немногих в области, где стояла бомбардировочная и истребительная авиация в военное и послевоенное время. К сожалению, случались и катастрофы. Мы рассматриваем вопрос о создании экспозиции посвященной военной авиации в новом здании культурного центра пгт. Тымовское, в котором разместятся музей и библиотека. В ближайшее время вывезем с места падения самолета СБ, уникальные предметы, которые можно будет экспонировать. А благодаря работе поисковиков, мы сможем узнать судьбу экипажа», – рассказал начальник управления культуры и спорта Тымовского городского округа Дмитрий Смекалов.
Вместе с вице-мэром района Ириной Красюк и Дмитрием Смекаловым активисты посетили кладбище села Зональное, где были найдены могилы военных летчиков. Полученная от местного населения информация о местах падения военных самолетов оказалась очень ценной.
Также поисковики пообщались со старожилом села Валентиной Андреевной Шиловой. Она рассказала о том, что один из бомбардировщиков Ту-2 разбился на ее глазах, назвала фамилию командира корабля и указала место гибели. После архивных работ, на месте гибели Ту-2 также появится памятная табличка. Молодежное движение «Сила поколения! Кто, если не мы?!» готовит грантовый проект по обустройству мест захоронения экипажей погибших самолетов.
Работы по увековечению памяти погибших военных летчиков проводятся в рамках проектов «Небо Родины» и «Вечный полёт», на средства гранта Правительства Сахалинской области.