Экспедицию на место катастрофы самолета А-20К «Бостон» провели поисковики объединения «АвиаПоиск» Приморского отделения «Поискового движения России». Двухмоторный самолёт-разведчик А-20К 4DO «Havoc» №44-555 «Бостон» потерпел крушение 21 мая 1950 года в верховьях Золотого ключа по реке Арсеньевке 21 марта 1950 года. В завершение экспедиции поисковики установили памятную табличку с именами членов экипажа и данными об обстоятельствах катастрофы.
Работа организована в рамках международной российско-американской экспедиции, направленной на установление мест катастроф военных самолётов США над Приморьем в годы «Холодной войны».
О деталях катастрофы поисковикам рассказал ныне покойный ветеран ВВС, полковник в отставке Ю. А. Половинкин в 2012 году. Он был оперативным дежурным 50-го Гвардейского разведывательного авиаполка ВВС ТОФ на аэродроме Новороссия, к которому был приписан «Бостон» с экипажем в составе лётчика лейтенанта Ивана Ивановича Илясова, штурмана лейтенанта Бориса Абрамовича Иоффе и стрелка-радиста сержанта Георгия Петровича Сорокина:
«Экипаж Илясова после выполнения маршрутного полёта и выхода на КПМ (Тавричанка) должен был выйти на свой аэродром (Новороссия Западная), но потерял ориентировку и потерпел катастрофу. Я до сих пор помню весь радиообмен Илясова с КП полка. Я участвовал в наземном поиске экипажа Илясова, но без результата (снег в тайге был по пояс). Перед этим, буквально за час на нашем аэродроме упал и взорвался самолёт лётчика Ефимова. Он выполнял аэродромный полёт и, после выполнения 2-го разворота самолёт упал в 400-500 м. от моего дома. Мои предположения по этой катастрофе – у Ефимова были проблемы со здоровьем. После падения самолёта Ефимова я по распоряжению командира полка гв. подполковника Дерюгина сообщил о катастрофе оперативному дежурному ВВС ТОФ и просьбу Дерюгина, чтобы ОД ВВС флота дал команду на КП дивизии на аэродроме Романовка о приёме новороссийских А-20К, возвращающихся с маршрута (на нашем аэродроме горел на земле разбившийся с-т Ефимова). Самолёты Гладких, Чертыковцева, Прыткова благополучно приземлились в Романовке. Илясов тоже получил команду о посадке в Романовке, но через некоторое время запросил: «Прошу луч, дайте луч».
Дерюгин дал команду Илясову набрать высоту 2000 метров, а мне позвонить ОД ВВС с просьбой на всех аэродромах включить прожектора в зенит, что и было сделано.
Почему экипаж Илясова не видел прожекторов? Судя по тому, что самолёт вы обнаружили в районе Анучино, после Тавричанки самолёт шёл с курсом около 45 градусов, и когда Илясов понял, что летит не туда и запросил луч, все лучи оказались справа позади.
У всех сложилось впечатление, что самолёт и экипаж надо искать в районе бомбёрного полигона Боевик – около 20 км от аэродрома, куда отправила группа в 20 чел. на машине и отправилась. Там же в течение недели летали и поисковые самолёты. Но безрезультатно. Самолёт пропал». Самолёт был найден охотниками лишь в 1953 году. По воспоминаниям родственников, останки были доставлены и захоронены».
Экспедиция «Авиапоиска» проходила в тяжёлых условиях. До места поисков добирались на вертолёте Ми-8АМТШ и МТЛБ, выделенными Министерством обороны, но даже гусеничная техника не смогла преодолеть последствия тайфуна «Лайонрок» в 2015 году. Река кардинально поменяла русло и смыла все лесные дороги.
Работа в рамках реализации проектов «Навечно в небе» поискового отряда «АвиаПоиск», и «Небо Родины» «Поискового движения России» проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.