Добровольцы Приморского регионального отделения «Поискового движения России» установили место катастрофы самолета УТ-2. Координаты места катастрофы поисковикам подсказали местные охотники. Первой находкой поисковиков на месте гибели самолета стали обломки двигателя М-11, на которых хорошо сохранился номер 1617097. По наработанной за много лет базе катастроф морской авиации Тихоокеанского флота поисковикам сразу же удалось выяснить принадлежность самолёта и обстоятельства его гибели.
5 августа 1945 года в был обычный солнечный день. На аэродроме 60-го штурмового авиаполка 16-й смешанной авиадивизии ВВС ТОФ Серафимовка царила рабочая обстановка. Шло перебазирование штурмовиков Ил-2 на соседнюю Молдавановку для подготовки к войне с Японией. Через четыре дня лётчики этого полка должны были находиться в состоянии полной боевой готовности ко вступлению в возможные бои с японскими плавсредствами.
На выполнение задания по переброске личного состава для перегонки штурмовиков Ил-2 с аэродрома Серафимовка на Молдавановку, были отобраны наименее подготовленные для полётов на них лётчики, которые выполняли переброску на самолётах УТ-2. Одним из них стал младший лейтенант Александр Николаевич Смирнов. Как обычно, он получил задание, планшет с картами, расписался в полётном листе и занял место в кабине «утёнка» №16285 с мотором М-11Д №1617097. В течение заданного времени молодой пилот сделал пять рейсов между аэродромами. Солнце клонилось к закату, и техники ожидали прибытия Александра на аэродром. Шли минуты... часы... Маленький самолётик не появлялся над посадочным «Т».
В небо взвилась красная ракета. К вылету изготовились несколько По-2 и соседних УТ-2. Взбив пыль с земли они ушли в воздух, и после взлёта разошлись веером. К темноте вернулись все самолёты и доложили о безрезультатных поисках...
В течение десяти дней его непрерывно искали самолёты двух штурмовых, одного истребительного и одного разведывательного авиаполков. Уже пришла осень, а потом зима... Приказ об исключении из списков личного состава ушёл в Управление кадров офицерского состава ВВС ТОФ. А он лежал... Лежал в тайге среди искорёженных обломков своего измятого и сгоревшего «утёнка». Застывшие глаза сквозь пелену тумана смотрели в небо, которое разрезали поисковые самолёты, пролетавшие далеко в стороне.
Прошли годы, сохранившиеся обломки самолёта местные жители разобрали на металлолом. Дожди, талый снег и обитатели тайги убрали с крутого склона то, что когда-то было живым человеком. Который улыбался, радовался, любил и жил. И который навечно остался в небе, оставив нам только напоминание о себе в виде парашютных пряжек и ароматного цветущего багульника, выросшего на этом скорбном месте, словно душа не долетевшего лётчика...
После осмотра места катастрофы поисковикам стала понятна картина произошедшего. Самолёт упал на крутой склон сопки, не долетев до её вершины всего несколько десятков метров. Установить точную причину гибели лётчика, спустя столько лет, практически, невозможно. Но ясно одно - это был сильный бросок самолёта нисходящим потоком воздуха на склон горы. Об этом говорят два согнутых шатуна двигателя. Вал и втулка остались целыми, что говорит не в пользу версии о лобовом ударе. После столкновения самолёт сильно горел, вся земля наполнена оплавленными слитками алюминия.
После осмотра места гибели младшего лейтенанта Александра Смирнова бойцы «АвиаПоиска» начинают поиск его родственников, и планируют установку памятной доски на месте окончания его последнего полёта.
Работа в рамках реализации проектов «Навечно в небе» отряда «АвиаПоиск», и «Небо Родины» «Поискового движения России» проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.