Церемония передачи солдатского медальона родственникам красноармейца Шамаева Александра Никоноровича состоялась 6 апреля в селе Панкрушиха Панкрушихинского района Алтайского края. Герой погиб на рубежах Подмосковья в феврале 1942 года.
Найден боец в октябре 2016 года в районе урочища Ямы Замошенского сельского поселения Можайского района Московской области представителями отрядов «Рубеж», «Забытый батальон», «Память» из Москвы и Московской области. Всего в ходе проведения поисковых работ были обнаружены и подняты останки 53 советских солдат, погибших под Москвой в начале 1942-го года. При проведении эксгумационных работ были обнаружены 9 медальонов, которые были переданы на экспертизу, 2 из них удалось прочесть. Среди установленных имен – связист 17 стрелкового полка 32 стрелковой дивизии, уроженец Панкрушихинского района Шамаев Александр Нико(а)норович. С марта 1942 года красноармеец Шамаев числился пропавшим без вести. 19 августа 2017 года останки бойца торжественно были захоронены на воинском мемориале в с. Семеновское Замошенского сельского поселения.
Четверо детей в семье Шамаевых очень рано, после смерти отца, остались «на руках» матери. Старший, Василий, умер еще в 30-е годы. Данил и Александр в тяжелые годы становления нашей страны стали надежной опорой для матери и сестренки.
Данил Никанорович Шамаев избрал для себя очень нелегкий путь врача. В 1926 году он по специальному набору попал в Хабаровское военно-медицинское училище, после окончания которого вернулся работать сельским врачом в родное село Панкрушиху. С 1929 по 1931 годы свое обучение Данил Никанорович продолжил заочно в Томском медицинском техникуме, которым окончил с отличием. Шло время: работа, жена, дети. И все бы хорошо, если бы не война.
В самые первые дни после начала Великой Отечественной войны Данил Никанорович был направлен для работы в госпиталях в Забайкальский военный округ.
«Этот день, пожалуй, не сотрут никакие годы. Не было никакой торжественности, только волнение, последняя ласка для дочерей, последние слова маме. Мама тоже была фельдшером и ее тоже должны были мобилизовать, а нас отправить в детдом или оставить родственникам. Слава Богу, мама осталась. Но отец с последней машиной мобилизованных уехал», – пишет в своих воспоминаниях об отце Галина Даниловна.
Много спасенных жизней в военные годы на счету этого замечательного доктора. В январе 1946 года по болезни Данил Никанорович был демобилизован и до самой пенсии он трудился в родной Панкрушихинской районной больнице. К сожалению, в 1995 году Данила Никаноровича не стало.
«Вспоминая детские годы, я много раз от дедушки слышал воспоминания о брате, он очень сильно им дорожил, рассказывал, как они дружили. Он помнил, как провожал его на фронт. Теперь я понимаю, что для него это была очень большая утрата, он переживал…», – вспоминает Дмитрий Карнаухов, внук Данила Никаноровича Шамаева.
Спустя какое-то время, после того, как в 1941 году Александр Никанорович ушел на фронт, его жена Анастасия Никитична с сыном Борисом переехала к сестре в Казахстан и связь с малой родиной отца, деда и прадеда оборвалась на долгие годы.
«Мой отец, Борис Александрович, всегда его искал. Он писал письма, в Москву в основном, и оттуда приходили конверты, большие такие, необычные для той поры. Они были серые или коричневые, как мне помнится, и там было напечатано что-то и вот эти печатные буквы
пропечатывались насквозь, сквозь бумагу, и мне кажется, они проходили также сквозь сердце, когда отец читал, что человек пропал без вести», – сдерживая волнение рассказывала внучка погибшего красноармейца Галина Борисовна Буркова (Шамаева). Она отметила, что отец всегда вспоминал с теплом и любовью свою малую родину, и поблагодарила всех поисковиков и жителей Панкрушихинского района, за то, что они так свято хранят в своем сердце память о тех, кто ушел на войну безвозвратно.
Родным Александра Никоноровича была также переданы документы, фотографии с места подъема и захоронения останков красноармейца нашего земляка.