Проект «Фронтовой портрет. Судьба Солдата» представили Ответственный секретарь «Поискового движения России» Елена Цунаева и старший научный сотрудник Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова Елена Огаркова 2 декабря на конференции «Судьба Солдата». В рамках проекта участники «Поискового движения России» займутся выявлением коллекций фронтовых портретов, хранящихся в музеях по всей России, соберут информацию о людях, изображенных на них, в электронных базах данных Министерства обороны РФ.
Кроме того, поисковики попытаются разыскать и известить родственников защитников Отечества. «Родилась идея, попробовать найти родственников этих людей, ведь вполне возможно, что у них не осталось фотографий их близких. А существует портрет, который был написан на передовой»,- рассказала Елена Цунаева в комментарии корреспонденту ТАСС.
Накануне в Волгоградском музее изобразительных искусств прошла выставка «Сталинградская хроника»: это работы художников, ставших очевидцами Сталинградской битвы и созданные на фронтах во время сражений или в перерыве между боями в Сталинграде 1942-1943 годов. Именно на этой выставке родилась идея создания проекта. На портретах, представленных в музее, – лица бойцов и санитарок, ковавших победу: «На Сталинградском фронте, как и на других фронтах Великой Отечественной, для сохранения образа бойца чаще всего использовались карандашные рисунки, потом что использование фототехники было крайне затруднено. Были и акварели, и живописные этюды, но чаще всего фронтовые портреты - это бумага и карандаш», - рассказала Елена Огаркова.
Авторами фронтовых могли выступать как профессиональные живописцы, так и самоучки: «Это могли быть и художники-солдаты, и солдаты, получившие художественное образование до призыва в армию. Также это могли быть работа командированных на фронт профессиональных художников», - пояснила Огаркова.
К сожалению, аннотация таких портретов обычно скудны, поэтому о судьбах конкретных защитников Отечества, изображенных на них, посетители выставок фронтовых портретов ничего узнать не могут, рассказала Елена Огаркова. «Как правило указывается звание воина и его фамилия, либо просто фамилия или только воинское подразделение. Поэтому хотя по всей стране хранится очень много таких портретов, как документы они мало информативны и остаются в истории просто как образы: солдат, лейтенант, сержант, - рассказала Огаркова. - А на самом деле они написаны с реальных людей и очень часто такие портреты являются последними прижизненными изображениями людей: в следующем бою он мог погибнуть».