Быль о Пимском солдате
Спустя 67 лет после гибели в бою останки солдата были обнаружены поисковиками. Звали его Тихон Агапович Кантеров. Наконец-то древний род обрел пропавшего без вести далекого предка.
Все началось с экспедиции школьников в Псковскую область по извлечению останков солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Ребята нашли 148 бойцов, но не остановились на этом. Юные лянторцы решили во что бы то ни стало узнать, кто из древних коренных народов, жителей лянторских мест, освобождал от фашистов Псковскую область. И выяснили массу доселе неизвестных фактов.
Их было восемнадцать
Ученики 7-й лянторской школы — активисты музейного уголка Районного поискового отряда «Пламя», после восьми месяцев кропотливой работы нашли место захоронения простого хантыйского паренька, которого увезли на фронт в августе 1942 года прямо из таежного родового угодья Кантеровых. Тогда Тихону еще не исполнилось восемнадцати лет. Как выяснили школьники, коренное население Сургутского района стали призывать на фронт в конце 1941 года, когда фашисты уже вплотную подошли к Москве. Призывались в основном ханты, проживавшие в районе больших бассейнов рек Обь, Юган и Пим. Здесь же проходила оперативная военная подготовка. Таежные жители, неграмотные люди, напуганные войной и нездоровой суматохой, взбудоражившей вековую тишину тайги, не могли понять, что происходит. Женщины на угодьях видели, как их сыновья, братья и мужья выполняют боевые команды под руководством людей в военной форме, и в панике думали, что уже начались военные действия, немцы взяли Москву и подбираются к их земле. С таким же ужасом наблюдало за учениями и семейство Кантеровых с реки Пим.
- Наши жители в те времена темные были, запуганные, — рассказывает одна из потомков погибшего солдата Аграфена Федоровна Канте-рова. — В угодьях разделяли молодые семьи, парней увозили, никто не знал, куда. Оставались дети и старики. А потом люди просто исчезали с лица земли, и всё.
- Тренировали мужчин сурово, — продолжает Галина Кантерова, также представительница рода погибшего солдата, — все в угодьях думали, что нас окружили и мужиков уже готовят к бою. Никто из ушедших на фронт с Пима так и не вернулся, и никто их не искал. Просто ждали.
Именно из лянторских мест, с населенного пункта Пим, ушли на фронт 18 коренных жителей ханты. Ушли, чтобы не вернуться. И следы лишь одного из них, Тихона Кантерова, обнаружили спустя 67 лет.
Письма уходят в небо
Тихон Кантеров, скромный хантыйский паренек, служил в 288-й стрелковой дивизии, которая освобождала Псковскую область. Письма писал регулярно, тосковал по родной земле, по дорогим сердцу людям. То, что было написано в его последнем солдатском «треугольничке», запомнила сестра Тихона. Она, очевидица событий военного лихолетья, рассказала своему внуку, внучатому племяннику Тихона Валерию Кантерову, все, что помнила. Увы, старая женщина умерла в прошлом году. Так что же было в прощальном письме?
- Тихон Агапович сообщал, что дивизия находится под постоянным обстрелом, — вспоминает Валерий Кантеров. — Огонь врага настолько силен, что невозможно даже голову поднять из окопа. Но он в письме успокаивал всех и желал всем здоровья и счастья. Он не отчаивался. Жаль, что не осталось ни одного письма.
Когда с фронта приходил очередной «треугольник», неграмотные родители Тихона прятали его в лабаз (помещение для хранения продуктов). За два года их скопилось немало, и не все они были прочитаны — грамотных ханты тогда было очень мало. Сам же Тихон Агапович закончил четыре класса начальной школы, которая открылась на Пиме в 30-х годах прошлого столетия.
Во время войны, тем более в угодьях, бумага была на вес хлеба, а хлеб — на вес золота. Детям хотелось не только кушать, но и поиграть, а детей в угодьях было немало. Десятилетний племянник Тихона, Яков, с детворой забирался в лабаз, сооружал из фронтовых писем бумажные самолетики и запускал в небо.
- Я тоже залазил в лабаз и видел эти треугольники, — вспоминает племянник Тихона Агаповича, самый старший представитель рода Григорий Александрович Кантеров. — Я не знал, какую огромную ценность представляют эти бумаги!
Так и ушли весточки с войны в небо. Туда же, высоко в небо, улетела и душа Тихона. Он погиб 23 февраля 1944 года.
«У незнакомого поселка, на безымянной высоте…»
Восемь месяцев шла переписка ребят из «Поиска» с различными архивами. Вот что сообщили из Псковской области: «Ваш земляк, Кантеров Тихон Агапович, числится захороненным в братской могиле в деревне Лукомо Дновского района Псковской области. В 1956 году был перезахоронен в деревне Малая Тресна. В списке он числится под № 66».
- После того как наши ученики выехали в Псковскую область и приняли участие в поисковой работе (нашли 148 солдат РККА), решили продолжить исследования. Мы хотели знать, кто из пимских коренных жителей воевал под Псковом. Так и нашли солдата Кантерова. Наши поиски усложнились, потому что при переносе из одного списка в другой фамилию Тихона Агаповича записали с ошибкой: не КаНтеров, а КаСтеров. Совпадали имя и отчество. И все же это, конечно, был он, наш земляк с Пима, — рассказывает учитель истории и обществоведения лянторской школы №7 Диана Ивановна Зайцева. — Кроме Тихона, в этой братской могиле погребен 181 солдат. Здесь поставили трехметровую железобетонную стелу с барельефом воина и символическим вечным огнем на пьедестале. Из администрации Псковской области нам прислали фото обелиска, на котором выбита фамилия нашего земляка.
Вот так на далекой Псковской земле отыскали солдата, без вести пропавшего 67 лет назад. Отныне и навсегда он станет гордостью рода Кантеровых.
Память остается с человеком
На Лянторской земле живут уникальные люди! Из поколения в поколение передаются рассказы о событиях, не забываются и подвиги.
Замечательно, что незаметный тихий парнишка из старого хантыйского рода стал участником грандиозных событий Второй мировой войны. Простой солдат, один из восемнадцати юношей, родом из старых родовых угодий пимских ханты, повернул вспять историю вместе с сотнями тысяч солдат Великой Отечественной. А значит, Лянтор стал частичкой истории нашей страны, которую продолжают активисты музейного уголка «Поиск». Ребятам удалось отыскать родственников Тихона Кантерова. Они по сей день живут на таежном угодье. Недавно гостями седьмой школы стали Аграфена Федоровна, Григорий Александрович, Галина и Валерий Кантеровы. Им в дар по праву торжественно передана фотография памятника в Псковской области, где в числе других 182-х фамилий павших воинов выбита и фамилия Тихона Кантерова. На обелиске в Лянторском хантыйском этнографическом музее также высечены имя, фамилия солдата, пропавшего в годы войны, но ставшего таким реальным, вышедшим из небытия и безвестности.
А в школу стали обращаться коренные жители с просьбой отыскать и их родных, пропавших без вести, как наш герой. Нет сомнения, что имена наших земляков из далекого прошлого еще появятся в Книге Памяти.
Автору этого материала удалось побывать на древнем угодье, которое было построено около 80 лет назад. Древние строения, поставленные без единого гвоздя, и некоторые вещи (охотничий лук, лампа, кружка) сохранились по сей день. Они неприкосновенны, как сама история. Здесь, вдалеке от цивилизации, от Лянтора, в 1924 году родился и жил наш герой, Тихон Кантеров, отсюда он ушел на войну. Доселе ни один посторонний человек не имел права войти в это священное для ханты место. Это закрытая территория, где все еще, кажется, живут и дышат души предков.