Поисковики отряда «Небо Ленинграда» города Кириши Ленинградской обнаружили в районе станции Погостье место падения самолета Ил-2. При проведении работ по подъему обломков самолета, которые поисковики проводили в течении нескольких выездов им удалось найти заводской номер самолета, по которому удалось установить имя пилота, который управлял этой грозной машиной.
Оказалось, что самолет № 1861317 принадлежал 57-го смешанному бомбардировочному авиаполку ВВС КБФ. 9 января 1942 года при нанесении бомбоштурмового удара по войскам противника самолет, управляемый летчиком 1 АЭ лейтенантом Михаилом Федоровичем Емельяненко, был подбит и ушел от цели на восток курсом на 90 градусов. В документах полка появилась запись: «…не вернулся с боевого задания, пропал без вести...». Но спустя несколько дней, 21 января 1942 года в дополнение к оперативной сводке ВВС КБФ было добавлено: «По данным особого отдела самолет Ил-2 сгорел и летчик лейтенант Емельяненко похоронен в деревне Малукса».
Это подтверждается и проведенными поисковыми работами – на месте падения самолета останков летчика не обнаружено. А само место падения находилось в местах, где в январе 1942 года находились подразделения 281-й стрелковой дивизии, бойцы которой, скорее всего, и извлекли погибшего летчика из обломков самолета и похоронили в одной из братских могил рядом с деревней Малукса.
Сейчас поисковики продолжают свою работу, в надежде найти могилу советского летчика.
Михаил Федорович Емельяненко, родился в 1914 году в Орловской губернии. В Красной Армии с 1936 года, перед войной его семья проживала (жена Мария Федоровна и сын Анатолий) по месту службы главы семейства, рядом с аэродромом Купля Ленинградской области, но с началом боевых действий эвакуировались в г. Ульяновск.
Михаил Емельяненко участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Войну встретил летчиком в составе 13-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ВВС КБФ. Одним из первых морских летчиков освоил полеты на штурмовике Ил-2 и стал одним из лучших летчиков-штурмовиков. 16 августа 1941 года был сбит и его самолет упал на территории противника, летчика посчитали пропавшим без вести. Михаилу Федоровичу удалось выброситься с парашютом и перейдя линию фронта, вернуться в свою часть, в эскадрилью Ил-2 в составе 57 СБАП ВВС КБФ.
На момент гибели Михаил Емельяненко был награжден двумя орденами Красного Знамени. 19 мая 1945 года Ульяновский военный комиссар полковник Семенович вручил вдове погибшего летчика медаль «За оборону Ленинграда».
Что примечательно, поисковикам Ленинградской области уже приходилось сталкиваться с именем Михаила Емельяненко в своей поисковой работе. Так в сентябре 2006 года, когда поднимали из болота обломки самолета Ил-2 и останки летчика Ивана Осиповича Жукова – однополчанина Михаила Емельяненко, у погибшего было обнаружено письмо жены Михаила – Марии Федоровны, датированное 26 июля 1941 года и отправленное с дороги в эвакуацию Михаилу Федоровичу. Но, так как письмо пришло в воинскую часть в которой служили Емельяненко и Жуков уже после 16 августа 1941 года, когда М.Ф. Емельяненко был первый раз сбит и находился на территории противника, это письмо забрал его друг Иван Жуков, который и погиб с этим письмом 29 августа 1941 года, так и не передав письмо адресату.