Организацию захоронения останков защитников Отечества на малой родине, информационное и документационное обеспечение этого процесса обсудили 20 ноября участники Торжественного закрытия Всероссийской акции «Вахта Памяти» в рамках круглого стола«Дорога домой». О первых результатах одноименного проекта военно-исторического центра Северо-Западного округа рассказал первый заместитель руководителя центра Сергей Мачинский. «В рамках проекта мы перевезли от мест боев до места захоронения уже 30 защитников Отечества. География нашей работы огромная. Самая дальняя точка, в которую мы возили солдата - это Алтай. До конца года в рамках проекта на малую родину будут доставлены останки еще 10 бойцов», - сообщил Мачинский.
Однако в процессе отправки солдат в родной регион и организации церемонии захоронения, возникает немало сложностей. «У нас зачастую получается, что поисковое объединение, обнаружившее солдата, сами находят родственников и привозят солдата для захоронения минуя представителей органов власти и региональные отделения «Поискового движения России». В результате о том, что воин вернулся домой, не знает никто из органов исполнительной власти: родственники своими силами хоронят воина в семейной могиле и в итоге через 20-30 лет мы можем получить брошенную могилу, о которой не знает никто. Воинской могилы как таковой нет..» - посетовал Сергей Мачинский.
«Для своего проекта мы требуем, чтобы родственники написали в местную администрацию заявление, что они хотят захоронить на родине останки погибшего солдата на родине. И администрация должна подтвердить, что она готова похоронить его со всеми воинскими почестями и поставить воинское захоронение на учет. Тогда государство берет на себя обязанность ее содержать», - поделился опытом заместитель руководителя военно-исторического центра Северо-Западного округа.
Еще один актуальный вопрос: это оформление документов поисковиками на самого защитника Отечества. «Дорога домой начинается тогда, когда мы поднимаем останки бойца, – заявил член Координационного совета «Поискового движения России» Владимир Щербанов. – От того, как мы подняли останки, как мы зафиксировали этот процесс многое зависит и для солдата, и его родственников, и для истории того события, по следам которого мы работаем». Владимир Щербанов привел несколько примеров из своей практики, показывающих, как тщательное фиксирование процесса подъема защитников Отечества позволяет избежать ошибки в установлении имени солдата, особенно в сложных случаях , когда медальон или именной предмет находят не непосредственно на останках защитников Отечества, а неподалеку.
Член Координационного совета «Поискового движения России» Наталья Некрасова подняла проблему перевозки вместе с бойцами, имена которых удалось установить, неизвестных защитников Отечества. Некрасова призвала поисковиков крайне осторожно относиться к подобным деликатным ситуациям.
В ходе круглого стола прозвучало предложение создать алгоритм действий для захоронения на родине и проинформировать об этом алгоритме органы власти. «Нам нужно разработать поэтапную инструкцию с перечислением действий, которые нужно совершать при установлении имени найденного солдата для того, чтобы похоронить солдата на родине и увековечить его имя», - подчеркнул Владимир Щербанов.