Поисковики отряда «Находка» новгородской экспедиции «Долина» обнаружили место падения советского бомбардировщика Пе-2 близ поселка Демянск. По номерным деталям двигателей установлена принадлежность самолета и судьба экипажа.
«Найти место крушения «пешки» помогла цепь случайностей, – рассказал командир отряда «Находка» Александр Морзунов. – В непосредственной близости от поселка местные сборщики металлолома находят увесистую, но непонятную железную болванку и несут её домой. Наш товарищ, эксперт-криминалист МО МВД РФ «Демянский» опознаёт в ней деталь самолёта и звонит нам. «Болванка» оказывается валом редуктора авиационного двигателя М-105. Вместе со сборщиком металлолома выезжаем на место находки. Среди сосен обнаруживаем характерную для падения двухмоторного самолёта трёхъямочную воронку».
На вале редуктора поисковиками был обнаружен номер двигателя самолёта В12-310. Дальнейшая работа позволила установить историю, произошедшую в самом начале войны в небе у Демянска. Самолёт ПЕ-2 №15/03 с двигателями В12-310 и В12 -155 был сбит 10-го сентября 1941 года над поселком истребителями противника. Горящий самолёт покинули раненые пилот старший лейтенант Перемыщев Николай Тимофеевич и штурман старший лейтенант Иванов Михаил Тихонович, а стрелок – младший сержант Рузаков Николай Иванович, 1918 года рождения, уроженец Московской области, погиб вместе с боевой машиной. Его останки и нашли поисковики.
«Экипаж самолета выполнят боевое и почти самоубийственное задание», – говорит Александр Морзунов. – Фашистские войска 7 сентября 1941 года, не встретив серьёзного сопротивления в районе Демянска, походными механизированными колоннами двигаются по дороге Демянск – Валдай к дороге Москва – Ленинград. Боеспособных частей на пути врага почти нет. Многие дивизии обескровлены или остались окружённые в глубоком тылу у немцев. Потеряно управление частями 34-й армии. Сняты с должностей и расстреляны командарм Качанов и командующий артиллерией армии Гончаров. Кадровая 26-я Златоустовская стрелковая дивизия, экстренно переброшенная с Дальнего Востока, разгружается на станице Любница. Времени на развёртывание не хватает. В это время командование авиации принимает решение штурмовать двигающиеся колоны врага силами бомбардировочной авиации: тяжелыми ДБ-3 из Ярославля, Липецка и Москвы, а Пе-2 использовать для штурмовки с малых, до 400 метров, высот. Стоит отметить, что в небе над Демянском было полное господство немецких истребителей.
Для бомбардировщиков такие высоты и неприкрытые истребителями дневные полеты были трагичны. Так во время вылета девяти ДБ-3 из Ярославля 15-го сентября на аэродромы вернулось только четыре. Враг был остановлен частями 26-й дивизии, понесшей огромны е потери у деревни Лужно. Огромной стала и цена, которую заплатили лётчики за выигранное для пехоты время. Только 260-ый авиационный полк, вооружённый самолётами Пе-2, потерял за период 7- 9 сентября 5 машин с экипажами. 10-го сентября 1941 года был сбит и Пе-2 Перемыщева.
Самолёт был подожжён. Пилот и штурман покинули машину на парашютах, а стрелок этого сделать не смог. Горящая машина вертикально врезалась в песок на окраине Демянска.
Штурман, кроме ожогов, был ещё и тяжело ранен, ослеп и не мог ходить. Однако, пилот, сам обожжённый, не бросил своего товарища и вынес его через линию фронта. Оба лётчика, пройдя через госпитали, выжили и после войны вернулись к семьям. За штурмовку 10-го сентября 1941 года оба были награждены высокими правительственными наградами.
У сгоревшего же в самолете третьего члена экипажа до настоящего времени не было даже могильной плиты. Поисковики ездили к нему на малую родину. Там проживает много его однофамильцев – дальних родственников, но никто уже не помнит Николая Рузакова. Слишком рано он ушёл служить в Красную Армию и не оставил после себя семьи. Да и награды обошли Героя Великой Отечественной войны стороной.