«Красные соколы» маловишерского неба
19 декабря в Зале воинской славы Великого Новгорода пройдет презентация книги-исследования «Воевали в маловишерском небе». Инициативную группу, работавшую над книгой, представит автор-составитель, командир маловишерской поисковой группы «Память» экспедиции «Долина» Игорь Никитин. В ноябре это исследование было представлено поисковиками своим землякам – маловишерцам. Теперь с книгой могут ознакомиться и новгородцы. В канун презентации публикуем небольшое интервью с автором.
- Игорь Николаевич, книга «Воевали в маловишерском небе» посвящена летчикам, погибшим и захороненным на территории Маловишерского района Новгородской области в период Великой Отечественное войны. Почему к этой теме Вы обратились в этом исследовании, почему именно летчики?
- Когда мы работали над первой нашей книгой «Вспомним всех поименно», то своей задачей считали составление полного и правдивого списка военнослужащих, погибших и пропавших без вести на территории района в годы войны. У военкомата был похожий список. А по официальной версии на территории района значилось 2947 человек погибших. И вот, что происходило: берешь список погибших и пропавших без вести — на страничке фамилий 20-30 – первые пять есть, а остальных как не существовало. Мало того, были живые, хотя числились похороненными в районе, а они живы и здоровы, пенсии получают. Получились, что среди якобы захороненных в районе 400 человек вообще никогда на территории района не были. Например, воевали и погибли в д. Любцы Новгородского района, а числятся погибшими у нас. В итоге, по нашим исследованиям в маловишерской земле лежат 5500 человек только погибших, вместе с пропавшими без вести – 8857, но и эта цифра со временем еще будет меняться.
- Ваши данные с официальными версиями сильно разняться.
- Если бы только цифры врали. Когда я общие данные проверял тогда и занялся летчиками. Я в Малую Вишеру попал по распределению после учебы. Часто слышал от местных жителей, что здесь истории нет. Ее якобы нет, потому что ею никто здесь серьезно не занимался. Вот как любой коллекционер, к коим я и себя отношу, ведет свои дела: сначала он собирает все подряд, потом начинает систематизировать свои коллекции, а потом проводит их анализ. Я и прошел все эти три этапа. В свое время заметил, что местные музеи, в том и школьные, остановились на стадии собирательства. Конечно, молодцы, что собрали материал, спасибо им. Я начал его изучать — как летчик, так орден. Но когда копнул глубже, увидел судьбы героических людей, о которых никто не знает.
- Подвиг летчика Николая Лисконоженко давно вписан в военную летопись Новгородской области.
- Герой Советского Союза лейтенант Николай Гаврилович Лисконоженко — замечательный летчик. Воевал честно, но ему в послевоенное время начали приписывать какие-то легенды. А ты уже понимаешь, что это не так было. Ну не хорошо, не правильно это. Вот у нас похоронен летчик Иван Гепалов из того же 513-го истребительного авиаполка, что и Лисконоженко, так фотография этого летчика на трех могилах. Безобразие! А ведь люди среди волховских авиаторов удивительные были: один без руки воевал, второй получил тяжелое ранение с потерей глаза – думаете, демобилизовался – нет, продолжил воевать, только перешел с ИЛ-2 на ПО-2 в отдельную эскадрилью связи. У нас один из членов отряда на встречах со школьниками просто читает мой рассказ о стрелке-бомбардире 658-го ночного бомбардировочного авиаполка ВВС 59-й армии младшем лейтенанте Юрии Тарасенко. Его история просто прошибает подростков. Читайте, она есть в книге.
С 1941 по 1944 год на территории Маловишерского района размещались 7 штабов ВВС, более 35 авиачастей. По военным канонам, летчикам за определенное количество боевых вылетов присваивали звание Героев Советского Союза, а у нас есть летчики у которых было совершено более 1000 вылетов, и они не стали Героями. Того же Юрия Исааковича Тарасенко два раза представляли к ГСС, но не дали, наградили только орденом Ленина.
Летчик Николай Лошаков, защищая Ленинград в 1943 году в составе 13-й воздушной армии, был сбит и попал в плен. Сумел из него бежать на вражеском самолете. Вылетел из г. Остров и приземлился в Маловишерском районе. Вспомните наш замечательный фильм «Чистое небо» (1961) с Евгением Урбанским.
Мария Лагунова — механик-водитель танка Т-34, в бою около Киева потеряла обе ноги. До того, как стать танкистом, закончила автотракторную школу и была направлена служить на Волховский фронт в батальон аэродромного обслуживания трактористом — чистила взлетно-посадочную полосу для ночных бомбардировщиков. Вот такие люди оставили свой след в истории Маловишерского района.
- Как родилась идея книги?
- Уже 8 лет при нашем поисковом отряде действует патриотический клуб «Солдат», деятельность которого мы финансируем из своего кармана. Ведем в школах просветительскую работу, рассказываем о наших воинах, о войне, о земле, на которой живем. И дети задают вопрос, где это можно почитать? Мы поняли, что нужна книга. Для ее написания нужна серьезная исследовательская работа, документы, фотоматериалы. И вот тогда меня заочно познакомили с Игорем Александровичем Тепляковым, сыном бывшего офицера штабов ВВС Волховского фронта и 14-й воздушной армии Александра Александровича Теплякова. Игорю Александровичу 67 лет, живет, как и ранее отец, в Минске. Что сделал А.А. Тепляков для сохранения истории ВВС фронта трудно переоценить: им для нашей памяти сохранены и восстановлены белее 80% имен погибши и пропавших без вести летчиков. И тогда не было интернета, печатная машинка и почта – все возможности. Вечером на машинке тук-тук-тук – на почту пачку писем — оттуда себе пачку и так 20 лет. Это очень тяжело. Сейчас обмен информации проще и быстрее.
Вот мне и посоветовали обратиться к сыну Теплякова. После смерти ветерана в 1990 году к нему приехали из музея 14-й воздушно армии и забрали все документы, но кое-что осталось. Вот это кое-что и дало новый толчок к работе над книгой. Поэтому, 13 страниц в ней посвящены А.А.Теплякову.
- Что еще, кроме биографий и описаний подвигов летчиков, вошло в книгу?
- Много справочного и познавательного материала: история авиационных частей, расположения аэродромов, описания типов применяемых самолетов, схемы бомбовых ударов. Мало кто знает, что звание «Гвардейская» было присвоено одной из летных частей Волховского фронте второй по счету в ВВС РККА. Первой гвардейской стала авиачасть, воевавшая под Москвой, третьей – в Карелии. В книге опубликованы редкие фотографии, из 250 — 200 вообще публикуются впервые. В оформлении обложки книги использованы послевоенные рисунки ветеранов 658-го ночного бомбардировочного авиаполка Зубенко, Йоффе и Субботина. Альбом с этими рисунками я нашел под лестницей в одной из наших школ, не буду говорить в какой.
- Легкой судьбы у книги не получилось?
- В ее создании принимали участие многие люди, посмотрите список помощников – там есть подростки по 14 – 17 лет, мои родные, друзья. И когда мы сделали первый вариант макета книги, он был простенький, я отправил письмо Игорю Александровичу Теплякову с предложением ее отредактировать. Он ответил кратко, но емко: «Готов, могу и хочу отредактировать вашу книгу». Мы сделали это вместе, а потом он предложил сдать ее в типографскую печать. «А вот это проблема, — ответил я. — Помниться первую нашу книгу мы издали тиражом 200 экземпляров и собирали 120 тысяч с боем. Где взять деньги на эту книгу я не знаю». Тогда Тепляков все полиграфические расходы взял на себя.
- Над какими темами еще хотите поработать?
- Хочу навести исторический порядок по всем маловишерским авиаполкам. Много интересной информации еще по 658-му бомбардировочному. Он потом стал авиаполком Войска Польского. Очень интересна история 660-го полка. Еще вернусь к боевому пути по маловишерской земле нашей пехоты – стрелковых дивизий.
Официальный представитель
поисковой экспедиции «Долина» памяти Н.И. Орлова
по работе со средствами массовой информации
И.А. Свинцов
т. +79116005226