В Ленинградской области начинается масштабная ревизия учетных карточек воинских захоронений: чиновники проверят, были ли в них внесены изменения по результатам поисковых работ. Подробности – в материале газеты «Выборг».
На днях в выставочном зале «Выборг – город воинской славы» представители поисковых отрядов, военно-учётных столов местных администраций, ответственные за направление сотрудники областного и районного военкоматов, специалисты областной и районной администраций строили планы на предстоящий поисковый сезон.
Как доложил главный специалист областного комитета молодёжной политики, координатор поискового движения Ленинградской области Герман САКС, теперь в обязанности областного комитета входит оказание содействия органам местного самоуправления и общественным поисковым объединениям в захоронении останков, найденных при проведении поисковых работ:
– Соответственно, у нас появляются права координировать эту работу и спрашивать за результат.
По указанию федерального центра будет также осуществляться строгий контроль за внесением изменений в учётные карточки воинских захоронений по результатам поисковых работ. По отчётам поисковиков в прошлом году было захоронено на территории Ленобласти 4080 бойцов и командиров и 57 жертв войны (погибших при бомбардировке или случайно), а в Центральном архиве Министерства обороны переучтено по карточкам захоронений всего три человека, привёл негативный пример Сакс. Параллельно областной комитет будет оказывать содействие в паспортизации воинских захоронений:
– Хотелось бы сделать Выборгский район пилотным и провести в этом году обкатку механизма внесения в паспорта воинских захоронений результатов поисковых работ, а также провести ревизию всех учтённых и неучтённых захоронений и сверку списков.
Учётные карточки захоронений планируется дополнить графой «увековечен» (поскольку встречаются случаи, когда один погибший увековечен на нескольких мемориалах), чтобы была ясность, где солдат действительно похоронен, а где лишь сделана надпись по ходатайству родственников. В документы, которые заполняют поисковики на каждого поднятого бойца, должна вноситься вся имеющаяся информация, например, как в ОБД «Мемориал» – номер фонда, описи и т.д., место обнаружения останков, передана ли именная находка (если была при нём) родственникам или в музей. Только такая бумага, заверенная местной администрацией, поисковым объединением и органом военного управления, будет являться основанием для внесения информации о бойце в общероссийскую базу данных. И более ранние документы тоже не останутся без внимания.
– Нам придётся поднять всю эту документацию, сравнить с учётными карточками и между собой. Я проштудировал паспорта захоронений 2015 года – по Ленинградской области отсутствует в документах почти 71 тысяча человек (уже захороненных – и известных, и неизвестных). К примеру, берём паспорт условного воинского захоронения, а там как было написано в 1962 году 48 человек, так и осталось, хотя я точно знаю, что было три или четыре перезахоронения.
Есть сложности с увековечением погибших в ходе советско-финляндской войны, продолжает Сакс. В то время не был столь основательно налажен, как теперь говорят, документооборот, как, скажем, в 1944-м (для увековечения воинов, погибших в 1944, достаточно сканированного документа из ОБД). Он привёз уже проверенные списки на увековечение в Кузьминском, куда в прошлом и позапрошлом годах поисковики перезахоронили поднятых в районе Раковых озёр красноармейцев 8-й Минской и 97-й стрелковых дивизий.
Эта информация, уточняет Герман Юрьевич, большей частью была собрана по электронным вариантам книг памяти, которых нет в ОБД, а экземпляров всероссийской Книги памяти, изданной в конце 90-х, осталось всего несколько на всю Ленобласть.
Другая проблема – когда останки обнаружены на территории одного поселения, а перезахоронены и увековечены они должны быть на территории другого. Например, на острове Геройский на реке Вуоксе обнаружено два захоронения – по 1940 и 1944 годам. По идее, с болотистого к тому же недоступного для посещения родственниками острова их надо переносить. Но массовое захоронение бойцов, которых собирали по окончании мартовского штурма по льду Вуоксы, находится на территории Каменногорского поселения, а остров Геройский – в составе Гончаровского.
В Выборге с увековечением возникла проблема иного рода, продолжил тему заведующий выставочным залом Владимир БЫКАЧЕВ:
– По поручению главы районной администрации Геннадия ОРЛОВА мы занимаемся организацией установки дополнительных мемориальных плит. В ходе работы сверяются имена по фотографиям имеющихся плит с паспортом воинского захоронения и электронными списками. На одной из плит, где увековечены 60 имён, трижды (!) встречается одна и та же фамилия (причём, не Иванов). Таким образом, человеческий фактор превратился в античеловеческий!.. Поэтому прошу специалистов из поселений не полениться и проделать такую проверочную работу на своих захоронениях. Обязательно обращайте внимание на то, что правильная фамилия должна быть в карточке захоронения и электронных списках, потому что многие ищут своих родственников именно через Интернет.
Перед началом работ в этом сезоне поисковикам предстоит изучить ещё ряд законодательных нововведений в части оформления актов о проведении и окончании поисковых работ, правил проведения работ и отчётности приезжих отрядов. За организацией лесных лагерей поисковиков и порядком в них должны следить органы местного самоуправления, а ответственность за иногородние отряды, прибывшие по приглашению, несёт принимающая сторона.
Герман Сакс обратился к коллегам с просьбой направлять поисковиков из других регионов на работы в двух самых важных местах – Лиимата (где в этом году планируется продолжить подъём останков) и на участок расширения трассы «Скандинавия», траектория которой в 1944 году была направлением главного удара советских войск. Перед продолжением дорожного строительства требуется тщательное обследование на предмет обнаружения незахороненных останков. Там вахта начнётся ориентировочно в июле.
Меняются правила и в отношении временного хранения останков. От прежнего формата «под ёлкой» (пакеты могли пугать грибников и других посетителей леса) пора переходить к централизованным и более цивилизованным методам. Например, в Кировском районе области такое хранилище утроено в большом контейнере, установленном на окраине гражданского кладбища, а ключи имеются у каждого отряда.
Герман Сакс ещё раз напомнил основные правила обращения с найденным оружием и боеприпасами времён Великой Отечественной. Самое главное – не оставлять находки на поверхности (перемещать их самостоятельно противозаконно, этим должны заниматься сапёры и взрывотехники), а устанавливать GPS-отметки и передавать данные в компетентные органы.
Этой весной специалист районного отделам по молодёжной политике Александр КОЛОЯРСКИЙ и Владимир Быкачев собираются объехать все воинские захоронения (их в Выборгском районе 86) и провести подробную фотофиксацию. А в день неизвестного солдата 3 декабря, развил идею Герман Сакс, можно посетить самые отдалённые из мемориалов, например, со школьниками.
Елена СТЕПАНОВА, газета "Выборг".