Место падения истребителя ЛаГГ-3 исследовала 4 сентября группа специалистов ВРОО «Историко-патриотическое поисковое объединение «Дон». Самолет под управлением заместителя командира авиационной эскадрильи 737 истребительного авиаполка 2-й Воздушной Армии старшего лейтенанта Николая Ивановича Лысенко был сбит 2 октября 1942 года над поселком Рамонь (по данным журнала боевых действий – 7 километров южнее Рамони, в реке Усмань). Вскоре после трагедии местные жители заметили в реке фрагменты униформы летчика и документы на имя Николая Лысенко. Рядом с местом падения самолета поставили небольшой памятник, однако историческая справедливость требовала проведения комплекса исследовательских работ.
В конце августа специалисты ВРОО ИППО «Дон» выполнили разведку на местности. Под водой на глубине почти пяти метров они обнаружили металлические и деревянные детали и фрагменты человеческих останков . 4 сентября поисковая организация приступила к подъему самолета. Аквалангисты последовательно извлекли части фанерной обшивки, капота и крыльев, фрагменты моторамы, протектированного бензобака, датчик оборотов двигателя и стойку шасси хвостового колеса. На искореженном куске алюминия, когда-то бывшем частью капота истребителя, четко читался номер: 312573. Этот номер соответствует номеру летательного аппарата Н.И. Лысенко. Кроме того, на этом фрагменте стояли латки – значит, самолет не раз побывал в боях, был подбит и отремонтирован. Локализация заднего колеса и руля напряжения в одном месте говорит о характере падения истребителя – он вошел в крутое пике.
Продолжение работ по подъему самолета ЛаГГ-3 из реки Усмань запланировано на конец сентября. Предстоит извлечь двигатель и прочие крупные детали, проанализировать данные и сопоставить их с архивными материалами. Тем самым будет поставлена точка в исследовании обстоятельств авиакатастрофы самолета Николая Ивановича Лысенко.