Дмитрий Функ, директор Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук, профессор на Международной конференции «Судьба солдата: теория и практика архивных исследований» рассказал о проектах ИЭА РАН по восстановлению облика павших воинов.
«Практически всё, чего добилась отечественная физическая антропология, связано буквально с несколькими ключевыми именами и одно из них, безусловно, имя Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970) — замечательного антрополога и скульптора, археолога и реставратора. Именно он является автором методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных останков — так называемого "метода Герасимова"».
Антропологическая реконструкция представляет собой самостоятельную область антропологии, обладающую реальными возможностями для прямого сопоставления различных антропологических данных, обеспечивая их полноценное использование в качестве источника для целостного историко-антропологического подхода к осмыслению, в том числе, и проблем истории человечества. Она позволяет также наглядно представить тип населения, оставившего те или иные могильники различных культур и хронологических эпох. И она позволяет решать самые злободневные вопросы, связанные с динамикой изменений в физическом облике человечества в настоящее время.
«Наша лаборатория пластической реконструкции обладает единственной и, во всяком случае, самой крупной коллекцией портретов-реконструкций, дающих наглядное представление об антропологическом типе людей прошлых исторических эпох».
Дмитрий Анатольевич отметил, что в своих проектах они активно применяют 3D сканирование – бесконтактный метод получения цифровой копии, позволяющий в полевых условиях собрать необходимые данные перед захоронением останков.
«С 2021 года — в том числе и по моей инициативе (а для меня всё это не пустой звук, поскольку я вырос в семье своего деда-фронтовика, Василия Павловича Кодачегова, который прошел войну с 1942 по 1945й), — когда у нас появились технические возможности, мы стали особое внимание уделять прикладным исследованиям, связанным именно с реконструкцией облика павших воинов, прежде всего тех, кто пал на фронтах Великой Отечественной. Установились тесные связи с поисковыми отрядами, они обращаются к нам, мы выезжаем на места проведения поисковых работ, осуществляем идентификацию найденных останков».
Одна из базовых задач Института – сохранить путём 3Д-сканирования полученную с помощью эксгумации информацию перед захоронением. Количество оцифрованных объектов («черепов») Институтом этнологии и антропологии РАН в настоящее время приблизилось к 200 ед., а количество реконструкций – составляет сейчас более 40 ед.
Если в будущем с помощью архивной работы будут выясняться какие-то детали или будет найдена ещё какая-то дополнительная информация, то можно будет провести все необходимые антропологические процедуры даже спустя годы после захоронения. Благодаря цифровым копиям можно будет:
а) уточнить пол и возраст человека;
б) снять необходимые измерения;
в) сделать фотоналожение, независимо от качества и ракурса фотографии;
г) сделать любой вид реконструкции лица по черепу (графическую, скульптурную, виртуальную).
В конце доклада профессор добавил про важность организации курсов «Введение в физическую антропологию» и, возможно, «Основы фотограмметрии и 3Д-сканирования» для участников поисковых отрядов. Это даст возможность и дополнительно заинтересовать молодёжь, и позволит снизить риск усугубления проблемы идентификации находимых поисковиками останков бойцов за счёт некачественного извлечения костного материала.