В период 2023 года силами инициативной группы и представителями поисковых отрядов Молодёжной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан проведены три поисковых экспедиции с целью поиска и эвакуации с труднодоступных мест сохранившихся фрагментов и обломков самолётов Пе-2 и Пе-3.
В январе обследовано место падения самолёта Пе-2 из состава 58-го Краснознаменного бомбардировочного авиационного полка 241-й БАД 6 ВА (не вернулся с боевого задания 5 сентября 1942 года) в Демянском районе Новгородской области. Установлены имена трёх членов экипажа самолёта. В Казань доставлены фрагменты одного мотора, пулеметной турели штурмана самолета и нижняя часть кабины Ф-1.
В марте обследовано место падения самолёта Пе-3 из состава 95-го истребительного авиационного полка Особой морской авиагруппы ВВС Северного флота, пропавшего без вести при перелёте с аэродрома Ваенга (г. Североморск Мурманской области) на аэродром Ягодник (г. Архангельск) 8 мая 1943 года в Терском районе Мурманской области. Установлены имена четырёх членов экипажа самолёта. В Казань доставлены два мотора, хвостовое оперение, 6 бензобаков, фрагменты плоскостей, киля, капоты и другие обломки.
В июле обследовано место падения самолёта Пе-2 из состава 72-го бомбардировочного авиационного полка 6 ВА (не вернулся с боевого задания 29 апреля 1942 года) в Поддорском районе Новгородской области. Установлены имена трёх членов экипажа самолёта (экипаж выжил и вернулся в полк). В Казань доставлены фрагменты кабины летчика и штурмана самолёта (Ф-1) и кабины воздушного стрелка-радиста (Ф-3).
Все доставленные фрагменты самолётов в настоящее время проходят процесс очистки и консервации для дальнейшего использования в проекте по восстановлению самолёта.
Также в этом году силами инициативной группы РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан продолжены восстановительные работы по сборке центроплана самолёта. Изготовлена оснастка для изготовления стыковочных узлов Ф-1 и Ф-3 с центропланом. Ведутся работы по их изготовлению. Отреставрировано кресло пилота.
Кроме этого, продолжается работа с нашими друзьями и коллегами из других регионов Российской Федерации. Как и раньше, многие поисковики из других «боевых» областей, где находят места падений самолетов Пе-2, после их подъема, связываются с нами, и по возможности передают для реализации проекта «Крылья Татарстана» различные фрагменты поднятых ими самолётов.
В конце ноября 2023 года для работ по восстановлению и реставрации самолёта в Казани, наши коллеги из Калужского поискового общественного объединения «Имени М.П. Краснопивцева» передали фрагменты от самолёта Пе-2, который был найден и поднят в 2018 году в районе дер. Большие Савки Кировского района Калужской области. Экспедиция по подъему обломков самолёта была проведена совместно с представителями Следственного Управления Следственного Комитета РФ по Калужской Области, при поддержке ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» и непосредственном участии представителей администрации дер. Большие Савки.
При проведении поисковых работ были установлены номера самолёта и моторов (самолёт Пе-2 № 19\30 с моторами М-105ра №\№ 125-649 и 125-490), и уже по ним, благодаря архивным документам, была установлена судьба экипажа.
Данный самолёт был из состава 50-го бомбардировочного авиационного полка ВВС 24 армии Резервного фронта. 30 августа 1941 года в воздух были подняты четыре пикирующих бомбардировщика Пе-2 с заданием бомбить оккупированный противником аэродром в селе Сеща Брянской области. После сбрасывания бомб группа самолётов Пе-2 была обстреляна зенитной артиллерией противника. Пара самолётов ушла с правым разворотом - они сели на свой аэродром в Наумово. А другая пара - с левым разворотом. В районе дер. Большие Савки самолёты были настигнуты и сбиты двумя вражескими истребителями Ме-109. Самолет Пе-2 № 19\30 загорелся. Экипаж выбросился с парашютами. Командир эскадрильи, капитан Сергей Николаевич Степанов и воздушный стрелок-радист, младший лейтенант Николай Иванович Шкуратов благополучно приземлились и вернулись в полк, а парашют штурмана эскадрильи, старшего лейтенанта Абдуллы Мухаметовича Мирхайдарова зацепился за падающий самолёт, и штурман разбился рядом с упавшим в болото бомбардировщиком. Погибшего штурмана эскадрильи похоронили в дер. Старинки Спас-Деменского района Калужской области.
И вот теперь, фрагменты боевого самолёта Пе-2, который принял свой бой в грозном небе 1941 года, доставлены в Казань. Они будут использоваться в работе по восстановлению самолёта Пе-2, где специалисты пытаются максимально использовать именно «родные» - аутентичные элементы. В настоящее время данные фрагменты проходят цикл очистки и консервации. Помимо этого, в рамках проекта «Крылья Татарстана» ведётся огромная архивно-исследовательская работа, где эксперты пытаются собрать полную информацию и проследить весь жизненный путь членов экипажей данных самолётов. И теперь, история экипажа этой боевой машины, так же будет представлена в летописи проекта.
Напомним, что в 2019 году была издана первая книга «Крылья Татарстана». Восстановить легенду», которая рассказывает о проекте (https://otechestvort.ru/izdat/book23/main.html). В новом 2024 году планируется издание второй книги, где будет представлена информация о десятках поисковых экспедициях, рассказаны истории о судьбах членов экипажей, чьи фрагменты самолётов Пе-2 и Пе-3 принимают участие в проекте.