На днях благодаря архивным данным удалось установить имена членов экипажа самолёта, разбившегося в 1942 году в Каракулинском районе Удмуртской Республики. История данного поиска началась в этом году, когда поисковики Молодёжной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан и Удмуртской республиканской молодёжной организации «Долг» провели на территории района семинар-практикум «Небо Родины» с 16 по 18 июня.
Полевые работы проводились в районе бывшего населённого пункта Большие Калмаши Каракулинского района Удмуртии. По легенде, которую рассказали местные жители, зимой 1942 года в этом районе разбился при катастрофе советский двухмоторный самолёт. Тела четырех погибших членов экипажа были похоронены местными жителями на сельском кладбище.
Тогда были обнаружены многочисленные мелкие обломки самолёта и моторов, которые полностью подтвердили информацию, что в этой катастрофе погиб дальний бомбардировщик ДБ-3ф. Кроме этого, при обследовании старого сельского кладбища в бывшей деревне Большие Калмаши выяснилось, что воинское захоронение погибшего экипажа самолёта не состоит на государственном учёте и не паспортизировано. Над могилой в настоящее время находится обелиск, на котором записано: «Вечная Память воинам-лётчикам, погибшим на нашей земле».
В преддверии полевой экспедиции специалисты Всероссийского информационно-поискового центра провели архивно-исследовательскую работу, в результате которой удалось установить, что 23 марта 1942 года на этом месте разбился самолёт ДБ-3ф из состава 455-го дальнебомбардировочного авиационного полка. Самолёт перегонялся из города Красноярска в город Ярославль для авиационных полков формирующейся там 36-й авиационной дивизии Авиации Дальнего Действия (АДД).
Пилотировал данный самолёт лётчик, лейтенант Колодкин Александр Аверьянович, 1916 г.р., уроженец д. Дворище Богородского района Кировской области. В извещении, которое было выслано в адрес его жены Таисии Емельяновны, говорилось, что он захоронен на кладбище в селе Большие Калмаши.
При внимательной обработке баз данных по личному составу ВВС Красной армии, которые созданы поисковиками за годы архивной и исследовательской работы с различными документами, было предположительно установлено, что в этот же день из состава 455-го ДБАП значились погибшими без указаний обстоятельств и точного места захоронения следующие военнослужащие:
- старший авиамеханик, младший воентехник Рупеко Владимир Григорьевич, 1918 г.р., уроженец: Иркутская область Эхирит-Булагатский район участок Тургеньевский. Его мать Рупеко Елена Семеновна проживала по адресу: Иркутская область с. Баяндай. Кадровый, в Красной армии с 1938 года. До 455-го ДБАП проходил службу в составе 204 ДБАП, затем в 53 ДБАП;
- воздушный стрелок-радист, сержант Линович Зуня Владимирович, 1909 г.р., уроженец: Белорусская ССР, Полесская область с. Калинковичи. Его жена Линович Фаня Даниловна проживала по адресу: г. Ленинград Фрунзенский район ул. Достоевского д.4 кв.4 (по другим документам: д.4 кв.28). Мобилизован Фрунзенским РВК города Ленинграда 25.06.41г. (по другим данным 16.07.41г.). В одном из архивных документов учтён как Липович Зуся Владимирович. До 455-го ДБАП проходил службу в составе 203 ДБАП.
К сожалению, сведения о четвёртом члене экипажа самолёта, поисковикам найти не удалось. Поэтому предстояла кропотливая работа с документами Центрального архива Министерства обороны. И вот сейчас благодаря поддержке депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председателя регионального отделения Российского военно-исторического общества в Удмуртской Республике Ларисе Бурановой удалось получить архивную справку из Центрального Архива Министерства обороны Российской Федерации, в которой указывались полные данные на погибших экипаж самолёта.
Тем самым удалось подтвердить нахождение на борту разбившегося самолёта воентехника 2 ранга (так звание погибшего указано в архивной справке) Рупеко Владимира Григорьевича (в справке указано, что на станции Баяндай Иркутской области также проживала его жена Рупеко Анна Григорьевна).
Четвёртым неизвестным для поисковиков членом экипажа самолёта оказался стрелок-бомбардир, старший сержант Елкин Михаил Матвеевич, 1919 г.р., уроженец Орловской области Мценского района деревни Азарово. Кадровый, в Красную армию призван в 1939 году Приморским РВК города Ленинграда. Его отец Елкин Матвей Антонович проживал по адресу: Алтайский край г. Барнаул дом 5 ИТР (дом инженерно-технических работников) кв.26.
Единственно, что в архивной справке не указан воздушный стрелок-радист самолёта Зуня Владимирович Линович. Но, это объясняется тем, что основные данные на погибших получены из журнала боевых потерь 53-го ДБАП. А дело в том, что сержант З.В. Линович выписанный 25 октября 1941 года из Красноярского госпиталя ЭГ № 1515, после ранения полученного в составе 203-го ДБАП, был направлен в Красноярский военный пересыльный пункт, и оттуда направлен для прохождения дальнейшей службы, сразу в состав 455-го ДБАП (это подтверждается именным списком 455-го ДБАП), и тем самым его гибель не была отражена в журнале потерь 53-го ДБАП.
Для пояснения добавим, что именно 23 марта 1942 года 53-й ДБАП 40 ДБАД был расформирован и его материальная часть и личный состав были переданы на укомплектование 455-го ДБАП 36-й АД Авиации Дальнего Действия с базированием на аэродроме Туношное (Ярославль). И как говорилось выше, разбившейся самолет как раз перегонялся экипажем из города Красноярска в город Ярославль. А согласно архивной справке погибшие А.А. Колодкин, М.М. Елкин и В.Г. Рупеко ранее проходили службу в составе 53-го ДБАП.
В настоящее время поисковики Удмуртской Республики и Республики Татарстан начинают поиск родных погибших лётчиков. Данной публикацией обращаемся в адрес наших коллег-поисковиков и всех неравнодушных людей помочь нам в этом деле.
В скором времени имена погибших будут увековечены на могиле экипажа на старом Большекалмашском кладбище. Кроме этого, имена погибших членов экипажа будут в последствии увековечены на памятных досках мемориала землякам - участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в центре села Малые Калмаши. А рядом с местом падения бомбардировщика, будет установлен мемориальный знак, рассказывающий о данной катастрофе, с именами погибших летчиков.