Очередное неизвестное захоронение времен войны нашли в Брестской области еще в 2016 году, но боевой путь одного из погибших прояснился только сейчас.
Семь лет назад, в 2016 году, в районе деревни Оберовщина рабочие прокладывали кабель и обнаружили костные останки 19 человек, а также патроны, фрагменты обуви и другое. Среди находок была и бритва с инициалами "С.Г.".
В архивных документах нашли имена и фамилии тех, кому могла принадлежать эта бритва. Предположили, что С.Г. – это мог быть, в том числе, Смирнов Георгий, призванный из Сибири. Только через несколько лет именно эта версия подтвердилась благодаря стараниям российских поисковиков из организации "Кузбасская дивизия" и неравнодушных белорусов.
Но это было потом, а в 2016-м останки перезахоронили с почестями в братскую могилу в том же районе. Найденные вещи передали в школьные музеи.
Из шахты на фронт
Георгий Кириллович Смирнов родился в поволжской деревне на территории нынешней Нижегородской области. Затем жил в шахтерском городе Прокопьевск Новосибирской области (сейчас это Кемеровская область).
Участвовал в Советско-Финской войне, после которой вернулся в Сибирь и пошел работать на шахту. Прошло чуть больше года, и в июле 1941 года его снова мобилизовали. Дома остались жена и три дочери. Мобилизованный Смирнов стал как раз одним из тех сибиряков, которые остановили немецкое наступление на Москву.
Конкретно дивизия Смирнова сражалась на тульском направлении. Бои окончились успехом – противника отбросили на 130 километров, но потери были довольно большими. За полтора месяца из 12 тысяч сибиряков выжили лишь 4 тысячи. Среди них был и Георгий Смирнов.
В 1944 году он участвовал в освобождении БССР. Последний бой принял 27 июля недалеко от нынешней границы с Польшей рядом с железнодорожной станцией Высоко-Литовск. Погиб примерно в 21:30 вместе с несколькими десятками сослуживцев. Кстати, на момент гибели он был уже капитаном и командовал ротой связи.
Свидетель
В разных документах данные о месте захоронения офицера отличались. Где-то отмечено, что это поселок Лесок, где-то – деревня Оберовщина. Помогли те самые публикации в белорусских СМИ. Из них поисковики узнали, что еще жива свидетельница похорон бойцов Галина Иванюк, которой в 1944 году было шесть лет.
"Мы обратились к местным властям, отправили письмо руководству Ряснянского сельсовета Каменецкого района Брестской области. И нам помогли найти Галину Иванюк, которая на тот момент жила в Бресте", – рассказал Sputnik руководитель "Кузбасской дивизии" Сергей Шулейкин.
Галина Иванова вспомнила, что на участке, который принадлежал ее семье, в июле 1944-го в четырех могилах похоронили несколько десятков красноармейцев, а еще в одной могиле — двух девушек. Позже одну из них перезахоронил отец. Примерно через десять лет с воинскими почестями перезахоронили и солдат с офицерами – в деревне Волковичи, но, как выяснилось, не всех.
Судьба деда
За тысячи километров от места захоронения – в Кемерово – сейчас живет другой офицер – генерал-майор полиции в отставке Сергей Безрядин. Это внук капитана Смирнова. Естественно, своего деда он никогда не видел и не знал точного места захоронения.
Поисковики проанализировали воспоминания брестчанки Галины Иванюк, документы и карты местности разных времен, и поняли, что именно в Оберовщине покоился все эти годы капитан Смирнов, а бритва с буквами "С.Г." принадлежала ему.
Этот предмет в 2016 году был передан в музей школы №1 города Каменец. Когда директор Александр Сохранный узнал, что установлена личность погибшего владельца, что найдены родственники, то передал бритву офицера в Сибирь. В 2023 году бритву торжественно вручили внуку капитана Смирнова в администрации Кемеровской области. Передавал ее замгубернатора Валерий Догадов, а пригласил внука на церемонию лично губернатор Кузбасса Сергей Цивилев.
"Конечно, это было очень трогательно для меня, очень важно… Все что мы знали о нашем дедушке: он ушел воевать и при освобождении Бреста погиб. У нас в семье один дед, по линии отца, был защитником Брестской крепости, а вот по линии мамы – освобождал этот город…" – рассказал Sputnik внук погибшего Сергей Безрядин.
О судьбе деда знали мало. Когда в интернете появилась официальная база данных Центрального архива Минобороны РФ ("Память народа"), удалось найти наградной лист. Из него стало известно, что капитана Смирнова успели доставить в госпиталь, но он не выжил. Посмертно был награжден Орденом Отечественной войны II степени.
Более подробно о воинском пути деда помогли узнать в организации "Кузбасская дивизия", а губернатор, пригласивший на церемонию передачи личной вещи деда, предложил даже перезахоронить капитана Смирнова на малой родине – в Кемеровской области. На семейном совете родственники решили, что все-таки нужно оставить могилу в Беларуси.
"Он лежит со своими друзьями, боевыми товарищами, с которыми погиб. Он с ними пошел в этот последний бой, он там погиб… Не стоит тревожить, пусть там и лежит, но, конечно, мы благодарны и губернатору Сергею Евгеньевичу Цивилеву, и руководителю "Кузбасской дивизии" Сергею Борисовичу Шулейкину. Хотим побывать на месте захоронения, где дед сейчас лежит", – поделился Сергей Безрядин.
Как пояснил Сергей Шулейкин, более подробно узнать о захоронении и найти в музее бритву капитана Смирнова в Беларуси помогали многие неравнодушные люди: от представителей военкомата до местных жителей, которым кузбасские поисковики очень благодарны.