В Костромской области прошла поисковая экспедиция в рамках проекта «Небо Родины»

В Костромской области прошла поисковая экспедиция в рамках проекта «Небо Родины»
31.08.2023

В период с 25 по 27 августа 2023 года Региональным представительством ООД «Поисковое движение России» по Костромской области (руководитель Сергей Шиянов) совместно с региональным отделением Русского Географического общества в Костромской области была организована и проведена поисково-разведывательная экспедиция на место падения самолета бомбардировщика В-25 «Митчелл», погибшего в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Информация о том, что в районе севернее города Солигалича в болотистом лесу находятся обломки самолета, была известна местным краеведам давно. Об этом рассказывали лесники и охотники, кто бывал в этих местах. В 2020 году в ходе краткосрочного выезда, поисковикам отряда «Экипаж» (г. Кострома) удалось локализовать место падения и самим увидеть обломки самолета на болоте. Именно по сделанным ими на месте падения фотографиям обломков и фрагментов самолета, был точно установлен его тип. Данным самолетом оказался американский бомбардировщик В-25 «Митчелл», которые в годы войны поставлялись в СССР по поставкам ленд-лиза.

По рассказам местных жителей стало известно, что самолет по их словам, шел с креном и слегка дымился, а потом упал в лесу. По одной из версий, спасся один пилот, и после лечения в госпитале он приезжал в Солигалич. По другим сведениям, выжили двое (один пришел в близлежащую деревню, и затем с места падения вынесли второго раненого члена экипажа, который в последствии и был доставлен в больницу). По местной легенде, произошло все это осенью 1942 или осенью 1943 годов.

В этот раз в работе экспедиции приняли участие представители поискового отряда «Экипаж» и сводная группа разведки Костромского регионального отделения ООД «Поисковое движение России». Кроме этого, в работе экспедиции приняли участие представители Региональной Общественной Молодежной Организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан, специалисты Всероссийского информационно-поискового центра. 

В течении трех дней поисковики обследовали фрагменты самолета, которые остались на месте падения (здесь необходимо отметить, что основные обломки самолета уже давно растащены и сданы в металлолом, предприимчивыми людьми), с целью найти заводские номера самолета и моторов, чтобы установить сведения о судьбе экипажа.

В результате полевых работ были обнаружены многочисленные каталожные номера узлов и агрегатов конструкции самолета с маркировкой 62 и 82, что говорило о том, что это один из ранних самолетов В-25 построенных в период 1940 - 1941 годов. На авиационном алюминии хорошо читалась его маркировка, которая говорила о том, что он произведен на заводах компании ALCOA (ALuminum COmpany Of America), которая на тот период, являлась монополистом в производстве алюминия в США. При работах в районе кабины пилотов и штурмана, были обнаружены сгоревшие донышки от гильз ракетницы (советского производства), на которых удалось разобрать год выпуска – 1943 год. Кроме этого, на дне штурманской кабины, сохранилось место крепления и фрагменты бомбового прицела отечественного производства ОПБ-1 № 029604 выпуска 1941 года. Это подтверждало информацию военных авиационных историков, о том, что поступающие по поставкам ленд-лиза американские самолеты «Митчелл» оснащенные собственным прицелом «Вимперис», переоборудовались нашими мастерскими. Так, такие переделки проводили на заводе № 156 и авиационной ремонтной базе в Монино.

Именно под Москвой, в 1942 году стали перевооружать на самолеты «Митчелл» полки 222-й бомбардировочной авиационной дивизии (37, 125 и 16 БАПы). В последствии дивизия была передана в состав Авиации Дальнего Действия, а в марте 1943 года 222-я АД ДД была преобразована в гвардейскую, и стала именоваться 4-й гвардейской авиационной дивизией АДД. Полки дивизии тоже получили гвардейские звания и другие номера. Так 37-й БАП был преобразован в 13-й гв. АП АДД, 125-й БАП в 15 гв. АП АДД, 16-й БАП в 14 гв. АП АДД.

Для сохранения фрагментов самолета, которые на взгляд поисковиков имеют историческою ценность, участники экспедиции с помощью болотоходов, смогли эвакуировать из труднодоступного лесного массива некоторые обломки самолета, которые в ближайшее время займут свое достойное место в различных музеях Костромской области. Так по завершении экспедиции поисковики доставили в местный краеведческий музей в деревни Васильево Солигаличского района (руководитель музея Рима Алексеевна Чистякова) фрагмент плоскости самолета. А остов одного из моторов был доставлен в город Казань, где будет экспонироваться в музее РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан.

Вернувшись из экспедиции поисковики приступили к изучению архивных документов, которые и помогли узнать о трагедии, которая произошла в военном небе Костромской области. В установлении полных данных об обстоятельствах катастрофы оперативную помощь оказал историк военной авиации из Москвы Борис Владимирович Давыдов. К счастью, весь экипаж разбившегося самолета остался в живых. И эта история, открывает для нас всех сейчас живущих, еще одну неизвестную страничку войны.

В боевом донесении 4-й гвардейской авиационной дивизии Дальнего Действия № 246 от 27 сентября 1943 года в 2.00, говорилось:

«…4 гв.АД ДД в ночь на 27 сентября 1943 года действиями одиночных самолетов уничтожала скопление ж\д эшелонов, разрушала пути и станционные сооружения ж\д узла Гомель (станции пассажирская, сортировочная)… (…)…

Один экипаж 15 гв. АП ДД самолет Б-25 № 709, командир гвардии младший лейтенант Полянин, штурман старший лейтенант Муголимов, пилот младший лейтенант Синицин, радист старший сержант Кузнецов, стрелок начальник воздушно-стрелковой службы полка гвардии капитан Бурцев, наблюдатель хвостовой части гвардии сержант Порынов на свой аэродром не возвратился. Последняя радиограмма с борта самолета «…Задание выполнил 21.55…».

В оперативных документах 4-го гвардейского авиационного корпуса Авиации Дальнего Действия (АДД), говорилось:

«…В ночь на 27 сентября 1943 года экипаж 15-го гв.АП ДД, командир корабля гвардии младший лейтенант Полянин (боевых вылетов 16, боевой налет 42 часа) на самолете Б-25 № 709 вылетел на бомбардирование ж\д узла Гомель. С боевого задания не вернулся. Последняя радиограмма с борта самолета в 23.00: «…Задание выполнил в 22.00…», после чего связи не было. Экипаж:

- командир корабля гвардии младший лейтенант Полянин.

- правый летчик младший лейтенант Синицин.

- штурман старший лейтенант Муголимов.

- стрелок-радист старшина Кузнецов.

- воздушный стрелок старший сержант Порынов.

- начальник ВВС полка гвардии капитан Бурцев…».

Спустя несколько дней в полк пришло известие от руководства Солигаличского НКВД. Оказалось, что самолет потерпел аварию при посадке на лес, в районе 38 км северо-западнее районного пункта Солигалич, на своей территории. В донесение указывалось, что самолет разрушен и восстановлению не подлежит. Три члена экипажа имеют ранения (переломы) и находятся на излечении в лазарете Ильинская. Остальные члены экипажа имеют ушибы и ссадины.

Через несколько дней экипаж самолета был вывезен на самолете У-2, сначала на аэродром Кадимов (скорее всего, имеется в виду аэродром Кадников Вологодской области), а после чего самолетом Ли-2 был доставлен на аэродром Кратово (место дислокации полка). 

В архивных делах удалось найти рапорт летчика самолета Виктора Михайловича Полянина, который он составил после возвращения из санчасти в октябре 1943 года. В этом документе говорилось, что экипаж выполнял задание по бомбардировке ж\д узла Гомель. На борту самолета находился наблюдатель, инженер-капитан Бурцев, который в том числе выполнял роль стрелка. Над целью самолет был подбит огнем зениток. Были повреждены левый мотор и антенная установка. В 23.35 отказал левый мотор. Так как обратно шли на одном моторе, КПМ (конечный пункт маршрута) прошли с опозданием. Пытались поймать пеленг, но штурман доложил, что отказала радиосвязь. Штурман в расчетах уклонился от маршрута и потерял ориентировку. Самолет улетел далеко на север, где был обстрелян сильным огнем зенитной артиллерии в районе Ярославля и ж\д станции Буй. Штурман в 1.30 дал обратный курс. В 1.40 стал искрить и давать перебои правый мотор. Машина стала снижаться. Летчик принял решение произвести вынужденную посадку. Приказал штурману стрелять из ракетницы белыми ракетами, чтобы осветить площадку по курсу. Но, летчики видели перед собой, только один лес. Пришлось идти на посадку. 

После приземления оценили состояние самолета, которое впоследствии и было отражено в рапорте: «…правый мотор отлетел от рамы и попал в болото, левый мотор отлетел до 10 метров в сторону, фюзеляж сломан, от кабины штурмана и летчика ничего не осталось, правый и левый киль разбиты, левая и правые плоскости полностью разбиты…». При эвакуации раненных членов экипажа с места аварии, с самолета было снято все, что можно (пулеметы, радиооборудование) и отправлено в НКВД Солигаличского района. Как говорилось выше, в последствии все члены экипажа вернулись в свой полк и продолжили вылеты на боевые задания. Судьбы и их жизни, сложились по-разному…

Командир корабля, гвардии младший лейтенант Виктор Михайлович Полянин, родился 11 ноября 1921 года в селе Базарный-Карабулак Саратовской губернии. В Красную Армию был призван 1 мая 1941 года Калининским РВК Калининской области. После завершения обучения в 18-й военно-авиационной школе в г. Троицке, проходил службу в составе 35-го авиационного полка Уральского военного округа. Затем в составе 5-го запасного авиационного полка. С 27 июня 1942 года в составе 125-го бомбардировочного авиационного полка (который впоследствии стал 15-м гвардейским авиационным полком Авиации Дальнего Действия). За время войны и службы награжден тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, Отечественной войны 1 степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Уволился в запас 17 октября 1963 года в звании майора.         

Правый пилот младший лейтенант Михаил Ефимович Синицин родился 4 июня 1922 года в деревне Гвоздово Смоленского уезда Смоленской губернии. В Красную Армию был призван Смоленским РВК 6 августа 1940 года. После окончания военно-авиационной школы направлен в состав 44-го запасного авиационного полка. С 5 апреля 1943 года в составе 15-го гвардейского авиационного полка АДД. За годы войны проходил службу в составе авиационных полков дальней авиации (335 АП ДД, 34 гв. АП ДД, 250 гв. БАП, 27 ЗАБр). За время войны и службы награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Уволился в запас 15 июля 1946 года в звании капитана.

Штурман самолета старший лейтенант Киям Галимович Мугалимов родился 23 декабря 1908 года деревне Мухан Мензелинского уезда Уфимской губернии (в годы войны Муслюмовский район Татарской АССР). Начал службу в рядах Красной Армии 24 октября 1930 года. Затем служил в составе 4-й отдельной авиационной эскадрильи погранвойск НКВД. 28 июня 1942 года призван повторно из запаса, направлен в состав 46-го запасного авиационного полка. В действующей армии в составе 15-го гвардейского авиационного полка ДД. После аварии был списан в летной работы. Уволен в запас в звании старшего лейтенанта 26 июня 1946 года.   

Вылетевший в это день в качестве инструктора воздушного стрелка, начальник воздушно-стрелковой службы полка гвардии капитан Иван Федотович Бурцев родился 25 октября 1908 года в селе Верхние Серогозы Мелитопольского уезда Таврической губернии Российской Империи (до 1939 года, в составе Днепропетровской, в последствии Запорожской области УССР). На службу в Красную Армию поступил 18 сентября (по другим данным ноября) 1930 года. Был призван Фрунзенским РВК Ошской области Киргизской ССР. На начало Великой Отечественной войны был в должности старшего техника по вооружению 96-го дальнебомбардировочного авиационного полка, который был оснащен самолетами ДБ-3ф. При переформировании полка, был переведен в состав 27-й запасной авиационной бригады. Затем переведен на должность старшего инженера по вооружению 125-го авиационного полка ДД, далее на должности помощника командира 15-го гвардейского авиаполка по ВВС. За годы войны проходил службу в составе авиационных полков дальней авиации (335 АП ДД, 34 гв. АП ДД, 250 гв. БАП). За время войны и службы награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За оборону Ленинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Уволился в запас 6 ноября 1953 года в звании майора технической службы.

Стрелок-радист гвардии старшина Андриан Федорович Кузнецов родился в 1916 году в деревне Бруски Елабужского уезда Вятской губернии (в годы войны Граховский район Удмуртской АССР). В Красную Армию был призван Пермским РВК в октябре 1937 года. Начало Великой Отечественной войны встретил в составе 2-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 2-й САД Ленинградского фронта. С 15 января 1943 года в составе 15-го гвардейского авиационного полка АДД. Приказом командующего АДД от 2 июня 1943 года награжден орденом Красной Звезды. 28 июля 1944 года не вернулся с боевого задания.

Воздушный стрелок гвардии старший сержант Николай Андреевич Порынов родился 3 октября 1919 года в селе Малый Кувай Алатырского уезда Симбирской губернии (в годы войны Астрадамовский район Ульяновской области). В Красную Армию был призван Семеновским РВК Горьковской области 16 февраля 1940 года. Начало Великой Отечественной войны встретил на должности воздушного стрелка-радиста в составе 214-го скоростного бомбардировочного авиационного полка ВВС Западного фронта. В составе 15-го гвардейского авиаполка АДД с 24 июня 1942 года. За время войны и службы награжден тремя орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1 степени, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Уволился в запас 23 мая 1946 года. В запасе присвоено звание лейтенанта.        

Поисковики Костромской области и Республики Татарстан выражают благодарность администрации Солигаличского района и руководству Костромского областного отделения Русского Географического общества за помощь в проведении данной экспедиции. Отдельные слова благодарности поисковики выражают Сергею Александровичу Крицкому (ИП Крицкий С.А.) за организацию транспортного обеспечения экспедиции.

Данная экспедиция проводилась в рамках проект «Небо Родины», который объединяет информационные, методические и организационные ресурсы участников «Поискового движения России», занимающихся поиском пропавших самолетов.

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
Министерство просвещения
Росмолодежь
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ
Телеканал "Победа"
роспатриотцентр
РДШ
РВИО
None
Волонтеры Победы
None
Память поколений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
«ЮНАРМИЯ» – российское детско-юношеское движение
3.	Министерство культуры Республики Крым
Портал Ветераны.РФ
Год Памяти и Славы
Росрекон