Пропавший без вести на войне летчик Ястребов Николай Васильевич послал родным весть о себе. 80 лет пытался… Лежал в воронке с нераскрывшимся парашютом, вокруг болото, разбросанные части самолета. А поисковики никак не находили его. И вот — нашли. И весточка родственникам дошла.
В конце весеннего этапа Вахты Памяти - 2023 поисковому отряду «Березка» (п. Кневицы) и специалистам «Центра Современной Истории» удалось выбраться на место падения самолета в окрестностях урочища Пустыня в Демянском районе.
Ранее на этом заболоченном и разграбленном месте поисковику отряда «Березка» Анатолию Трофимову посчастливилось найти останки одного из членов экипажа. Были сделаны предположения относительно принадлежности самолета к 514 бомбардировочному авиаполку. Найдя несколько дублей номеров самолета-бомбардировщика Пе-2 29\02, было установлено,что обнаруженный погибший летчик - это младший сержант Ястребов Николай Васильевич.
«Ястребов Николай Васильевич, 1921 г.р, Место рождения: Вологодская область, Харовский район, Ильинский сельский совет
СЗФ, 514 пик.бомбардировочный авиационный полк, младший сержант
Отец: Ястребов Василий Парфенович, адрес отца: Иваново, 1-ый Рабочий поселок, ул.Кр.Заря, барак 1, кв.11». -
Прочитав в «Долине» объявление о поиске родственников летчика, Ирина Мирная – поисковик отряда «Родник» города Юрьевец Ивановской области, решила помочь в поиске родных бойца.
На сайте «Память народа» Ирина Мирная выяснила, что Николай Ястребов был призван в ряды Красной Армии в 1940 году РВК города Иванова. И еще нашла документ: за два месяца до гибели получил медаль «За боевые заслуги».
«...Я рассматриваю адреса Ястребовых в Иваново на предмет возможных родственников. Нахожу имя: Ястребов Николай Георгиевич, улица Ясной Поляны. А вдруг это племянник летчика, например? И назвали его в честь него? На карте нахожу, что улица эта — на Рабочем Поселке.
Так это же недалеко от улицы Красных Зорь (по адресу отца)! Увы, дома №3 на карте нет, явно снесен. И все же еду на эту улицу. Может оказаться, что барак, где жил отец летчика, снесли, а Ястребовых после войны расселили, например, рядом, в двухэтажки?
Может, кто-то из старых жителей что-то подскажет (дома ведь еще не все снесли)?
Мне везет! Во дворе двухэтажки № 2 — две женщины, учительницы. Рассказываю про летчика, расспрашиваю их о Ястребовых. Да, помнят эту семью. Дом снесли, людям дали квартиры.
И вот ниточка! Учительница Татьяна Валерьевна Исламова обещает найти новый адрес Ястребовых. Интуиция подсказывает, что надо пройти по этому пути.
На следующий день у меня — уже номер Юлии Валерьевны Стешенко. Она дружит с дочерью Николая Георгиевича Ястребова Оксаной Касаткиной. Через день сообщает, что мой номер телефона передала ей.
Вдруг вечером звонок. Догадываюсь, Оксана Николаевна:
- Вы знаете, я расспросила папу — он говорит, что у них в роду не было летчиков. Его отец воевал, но он служил в автороте.
И тут происходит чудо, иначе не скажешь.
Муж Оксаны Алексей в это время взял старую коробку с фотографиями и документами Ястребовых. А в ней - красноармейская книжка на имя Григория Васильевича Ястребова, дедушки Оксаны.
Как сохранилась. А там! Родился в Вологде. Жил в Иванове. И вот его отец значится… «Василий Парм. Ястребов!» И рядом уже знакомый адрес: Иваново, Красных Зорь, барак такой-то. Все, сошлось!
Оксана Касаткина волнуется, и никак не может понять, кем ей приходится Николай Васильевич.
А он - родной брат ее дедушки Григория Васильевича. Ее папа (1955 года рождения) — племянник летчика, и похоже, на самом деле его назвали в честь дяди.
Значит, Оксана — внучатая племянница летчика», – рассказывает Ирина Мирная.
« Ястребов Николай Васильевич родился в 1921 году, жил в Иванове. В 1940-м призвали в Красную Армию. А в 1941 году он уже оказался на фронте. Вот и все, что мы знаем. Ведь, наверное, были у него работа, любимая девушка…», – продолжает рассказ Ирина Мирная, -
Можно лишь предполагать, что во время службы или чуть позднее симпатичного светловолосого паренька направили учиться - и никуда-нибудь, а в ШМАС — школу младшего авиационного состава. А для этого он должен был показать командиру, что толковый человек.
И еще… Есть такая легенда, что в авиацию охотнее брали парней с птичьей фамилией…
Недели через полторы мы встретились — я, Оксана Касаткина и ее муж Алексей.
Оксана и Алексей принесли фотографии из той самой семейной шкатулки.
Оксана за это время до встречи пыталась расспросить отца и маму, узнать что-то от двоюродной сестры Маргариты (по брату отца Вадиму), ведь ее муж, военный, вел с ее дедушкой Георгием беседы при жизни о войне.
Но оказалось, что дед Георгий ничего не рассказывал ни о себе, ни о семье. Хотя он гвардии сержант, служил в саперном батальоне водителем ЗИС, получил орден Отечественной войны, медаль «За боевые заслуги».
Это было какое-то табу на разговоры о прошлом. Его свято соблюдали в семье старшие. Оксана помнит, что и женщины были у Ястребовых неразговорчивыми. И она в детстве тоже не расспрашивала старших. Да и бабушка Дуся, жена Георгия Васильевича, была по характеру строгая, сдержанная, молчаливая.
Почему Георгий Васильевич не сказал своим сыновьям Николаю и Вадиму про брата-летчика — тоже тайна. Возможно, еще долго оставались в людях представления о том, что пропавшие без вести могли быть предателями Родины. Но он ведь назвал сына Николаем? Любил брата, помнил, молча, по-мужски страдал.
Об отце летчика, прадедушке Василии Парменовиче (не Парфеновиче, как было записано в документах) и его жене Марии Александровне, Оксана, увы, знает только годы рождения: 1882-й у Василия, 1890-й — у Марии. Отец сфотографировал могилки. Дед умер в 1961-м, а бабушка пережила его на 7 лет. Они похоронены на кладбище Балино».
22 июня Николая Васильевича Ястребова с отданием воинских почестей похоронят в братской могиле на мемориале летчиков возле поселка Кневицы.
Поисковик Анатолий Трофимов пообещал, что пришлет в Иваново фотографии и личные вещи Николая Ястребова Оксане и ее семье. И они приедут к родному человеку.