Весенний этап ежегодной межрегиональной поисковой экспедиции «Любань» проходил в период с 22 апреля по 10 мая. Как всегда, работа велась на местах боев периода 1942 – 1943 годов, где войска Волховского фронта прорывали оборону противника. Для всех поисковиков, привычно звучали название базовых лагерей экспедиции, которые были созвучны с именами бывших деревень этого большого любанского куста: Макарьевская Пустынь, Смердыня, Зенино… Эти деревни, так и не восстановились, их сжёг огненный смерч войны…
Наш базовый лагерь (один из нескольких лагерей большой экспедиции) был разбит в 5 километрах севернее от бывшей деревни Зенино, в Тосненском районе Ленинградской области. В этом лагере, разместились поисковики Татарстана и Вологды. На наших биваках собралась молодежь и старшее поколение поисковиков, у кого за плечами уже не один десяток экспедиций, а у некоторых и не один десяток лет в Поиске. В разные дни экспедиции общее количество участников менялось, то в минус, то плюс. Кто-то приезжал - смогли отпроситься с работы или взяв отгулы, кто-то снова уезжал, возвращаясь на «большую землю».
В эти две с половиной недели, мы работали на местах боев марта 1942 года, там, где тяжело, по пояс в кровавом снегу, и по разбитым болотам наступали, грызли, ломали оборону противника, расширяя так называемый Погостевский выступ, части и соединения 54-й армии. В результате поисковой работы нами были найдены и подняты останки 62-х солдат и командиров. Были найдены 11 медальонов, из них 8 были прочитаны. Фрагменты документов находится еще на экспертизе. Нашли несколько подписанных личных вещей (котелки и ложки), которые тоже дают возможность в будущем рассказать о судьбах их владельцев.
Оперативно пытаясь установить полные данные погибших воинов, по электронным Интернет-ресурсам Министерства обороны Российской Федерации удалось выяснить, что погибшие и пропавшие без вести солдаты и офицеры относятся к потерям 137-й и 140-й стрелковых бригад, и погибли в период боев 26-28 марта 1942 года.
В оперативных документах штаба 54-й армии за эти дни, неоднократно говорится, что части 137-й, 33-й и 140-й стрелковых бригад отбивают по пять – шесть контратак немцев в день, удерживая занятые ими рубежи в районе 2,5 км юго-западне Кондуя и 4 км южнее Кондуя. А это именно те места, где мы и работали…
Обе бригады формировались в период декабря 1941 года в Сибирском военном округе. 137-я СБР в Анжеро-Судженске Новосибирской (в настоящие время Кемеровской) области, а 140-я СБР в Красноярском крае (причем, бригада укомплектовывалась в основном за счёт личного состава кадровых частей, дислоцированных в Монголии, и частично мобилизованными и выздоравливающими после ранения – здесь следует отметь, что у некоторых бойцов были обнаружены монгольские монеты 1939 года).
Обе бригады, прибыв эшелонами из Сибири, выгрузились на станции Волхов, и уже в начале марта 1942 года были включены в состав 4-го гвардейского стрелкового корпуса.
В бой бригады вступили 21 марта 1942 года, когда из третьего эшелона корпуса, были брошены в прорыв между Посадниковым Островом и Погостье, для развития наступления 54-й армии с задачей прорвать оборону противника на реке Кородыньке.
Вот как об этих боях вспоминал бывший командир 140-й стрелковой бригады, полковник Борис Александрович Владимиров:
«… С утра 16 марта части первого эшелона корпуса перешли в наступление. Прорвав оборону и тесня врага, они медленно, с большими потерями, продвигались вперед. Глубокий снег и заросли ольхового леса затрудняли использование танков, артиллерии и орудий для стрельбы прямой наводкой.
За пять суток непрерывных боевых действий, несмотря на героизм солдат и офицеров, части первых двух эшелонов продвинулись всего на 6–10 км и вышли на рубеж реки Кородынька, деревень Зенино, Дубовик. В дальнейшем, вследствие возросшей ширины фронта и больших потерь, наступление корпуса еще более замедлилось.
От начала марша и до ввода 140-й бригады в бой части бригады ночами по колено в снегу двигались шестнадцать суток. Каждый шаг требовал большого физического напряжения, что выматывало силы бойцов. Низкорослые монгольские кони проваливались в снег по самое брюхо и из последних сил тянули повозки, минометы и артиллерийские орудия, останавливаясь через каждые 40–50 м. Автомобили буксовали в снегу, и их подталкивали выделенные для этой цели команды. Местами автомобили зарывались в сугробы и застревали. Пока их вытаскивали, колонны останавливались, и утомленные бойцы стоя дремали. Менее выносливые, сойдя с дороги, ложились в снег. Их находили, будили, поднимали на ноги и тащили вперед, пока они не приходили в себя.
С утра 21 марта с исходного положения западнее отм. 36.5 была введена в бой 137-я бригада с задачей прорвать оборону противника на реке Кородыньке и выйти в район сараев. Одновременно была поставлена задача и 140-й бригаде продвигаться за левым флангом 137-й бригады, уничтожая оставшиеся группы противника и быть в готовности действовать в соответствии с обстановкой по особому приказу.
Продвигаясь за левым флангом 137-й бригады, к 7.00 23 марта бригада вышла к отм. 40.6 севернее Зенино и сосредоточилась в густом лесу в пяти километрах от предполагаемого края обороны противника.
Полоса сплошного болота, заросшего лесом, глубиною более 4 км отделяла бригаду от противника. Густой ольховый лес стоял перед нами стеной. Через это препятствие надо было пробиваться, как в индийских джунглях. К тому же в лесу лежал глубокий снег.
Бой не прекращался с утра до позднего вечера. Весь лес был скошен разрывами снарядов и мин, лишь кое-где торчали отдельные обломки стволов деревьев. Фашисты несколько раз переходили в контратаки, которые всякий раз отражались огнем минометов и пехоты. Наши артиллеристы и минометчики израсходовали в тот день до двух боекомплектов снарядов и мин. Бой начал утихать только с наступлением темноты. Многие подразделения остались без командиров рот и взводов. Заменяли их сержанты. Боевые порядки рот и батальонов были расстроены. Оба командира батальонов, их заместители и начальники штабов выбыли из строя по ранению. О продолжении наступления не могло быть и речи. Нужно было немедленно приводить подразделения в порядок и вывести всех раненых…(…)…
Бои шли за каждый метр леса. Корпус растянулся на фронте более 15 км, а разрывы между малочисленными соединениями корпуса доходили до двух и более километров. Боевые порядки частей представляли редкие, вытянутые по фронту цепи со множеством не занятых промежутков.
Несмотря на чрезмерно широкий фронт и упорное сопротивление противника, соединения корпуса ежедневно с наступлением темноты получали боевые задачи на наступление. Продвижение было незначительным, а людей теряли много. Противник, используя разрывы между частями, все чаще переходил в контратаки…».
Вот и настало время назвать воинов, чьи имена были вырваны из небытия, эти данные были прочитаны в смертных медальонах, и на подписанных личных вещах солдат:
- Вязьмин Николай Андреевич, красноармеец, 1914 г.р., уроженец: Иркутская область Усольский район Софийский Участок. Адрес семьи: Вязьмин. Иркутская область г. Черемхово ул. Красно-Шахтерская д.32. Мобилизован Черемховским РВК (установлен по медальону, обнаружен поисковиками из Татарстана);
- Зуйков Алексей Михайлович, красноармеец, 1919 г.р., уроженец: Горьковская область Ардатский район д. Сокол. Адрес семьи: Зуйкова Татьяна Ивановна. Мобилизован Ардатским РВК РВК (установлен по медальону, обнаружен поисковиками из Татарстана);
- Устенский (Устенькин) Иван Андреевич, младший сержант, 1918 г.р., уроженец: Горьковская область Вознесенский район Мото(з)енский с\с. Адрес семьи: Устинская (Устенькина) Мария Андреевна. Мобилизован Воскресенским РВК РВК (установлен по медальону, обнаружен поисковиками из Татарстана);
- Кабеев Ибрагим Русуливич, красноармеец, 1907 г.р., уроженец: Новосибирская область Томский район Тимирязевский пос.совет. Адрес семьи: Кабеева Гульмичан Баталовна (Галина Борисовна), Новосибирская область г. Томск, Татарский городок. Мобилизован Томским РВК (установлен по медальону, обнаружен Вологодскими поисковиками);
- Куликов Сергей А… (установлен по медальону и ложке, обнаружен Вологодскими поисковиками);
- Напалков Павел Петрович, замполитрука, 1914 г.р., Уроженец: Челябинская область Минь-Ярский район Симский с\с колхоз Ким. Адрес семьи: Челябинская область г. Оша ул. Р…. д.11. Мобилизован Минь-Ярским РВК (установлен по медальону, обнаружен Вологодскими поисковиками);
- Сладков Михаил Фролович, красноармеец, 1919 г.р., уроженец: Смоленская область г. Козельск, Покровский с\с д. Катаргинка, Адрес семьи: Сладков Фрол Осипович (установлен по медальону, обнаружен Вологодскими поисковиками);
- Прибутковский Григорий Наумович, ефрейтор, 1919 г.р., уроженец: УССР Днепропетровская область Сталиндорфский район д. Озетовка. Мобилизован Сталиндорфским РВК (установлен по медальону, обнаружен поисковиками из Татарстана);
- Саяпин Владимир Георгиевич, 1920 г.р., лейтенант, заместитель командира батареи 199 ОИПАД 165 СД, уроженец: Тамбовская область г. Рассказово, ул. Садовая д.33. Кадровый, призван в 1940 г., (могила и табличка, обнаружены п\о «Реквием», пос. Чудской Бор).
- Ведюшенко П. (котелок, обнаружен Вологодскими поисковиками, без останков);
- Зинькин С.П., (Д.М.), Назаров Г.С. (Г.С.Н.), (котелок обнаружен п\о «Разведка» г. Казань, без останков);
Вот и еще десяток имен вернулись к нам из далеких, кровавых, сороковых годов. Теперь их имена вернутся к родным и близким, которых сейчас разыскивают поисковики. Мы, сможем рассказать и донести до них, как воевали и гибли их родные и близкие люди. Напомнить всем остальным, как дорого досталась всем нам, Наша Победа. И вся эта Правда, действительно нужна, и родным и нам поисковикам. Нужна для того, чтобы Помнили. Помнили и чтили…
А молодые поисковики, кто работал в эти весенние недели в лесу и болотах, запомнят их имена, так как, для многих это были их первые прочитанные медальоны.
А еще, запомнится им надолго, вечерние песни у костра под гитару, долгие и душевные разговоры, апрельская грозы с ливнем, который вымочил всех до последней нитки, и до конца экспедиции превратил биваки отрядов в болотное месиво, белый утренний снег, плотным слоем покрывший все палатки, урчание гусеничного тягача, тяжело прорывающего по разбитой дороге, майский праздничный костер, на берегу Кородыньки, где красные и жаркие искры вырывались и уходили высоко в небо, символизируя души погибших и поднятых руками поисковиков солдат… Гробы, обитые красной материей, ржавые солдатские каски, выстрелы траурного караула, звучащие отрывисто и гулко, и красные гвоздики на свежей, закопанной могиле, где нашли свой покой останки 130-и солдат и офицеров Красной Армии…
Эта торжественно-траурная церемония прошла на воинском мемориале в деревне Чудской Бор Тосненского района Ленинградской области 10 мая 2023 года, и стала результатом работы всех поисковиков, участвующих в Межрегиональной поисковой экспедиции «Любань».
Поисковые экспедиции татарстанские поисковики проводят в рамках проекта «Вахта Памяти-2023: организация и проведение», реализуемого РОМО «Объединение «Отечество» РТ с использованием средств гранта Республики Татарстан на развитие гражданского общества 2022 года.