В первый апрельский день поисковики города воинской славы Малгобека совершили очередной полевой выход на Терский хребет, где в годы Великой Отечественной войны решалась судьба Кавказа и участники стратегической Малгобекской оборонительной операции Закавказского фронта вступили в кровопролитную схватку с полчищами нацистской Германии, рвавшимися к нефтяным кладовым нашей страны. Об этом сообщает газета «Сердало».
На легендарных высотах Терского хребта, у стен нефтяного Малгобека, немецко-фашистские захватчики были остановлены и, встретив героическое сопротивление защитников юного города, потерпели сокрушительное поражение. За эту победу было заплачено жизнями 120 тысяч советских солдат и офицеров, имена которых еще не установлены до сей поры...
«На этот раз вместе с нами на передовую, как мы с уважением к памяти павших героев называем линию обороны Малгобека, пролегавшую в местах кровопролитных сражений 1942 года, вместе с нами отправились члены Общественной палаты Ингушетии во главе с её председателем Лейлой Амерхановой, руководитель Управления Федерального казначейства по республике Магомед Цуров, а также глава азербайджанской диаспоры Ингушетии Рахматуллах Бабаев», — рассказал газете «Сердало» Беслан Дзейтов, председатель поискового отряда «Малгобек», возглавляющий также региональное отделение Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России».
Начальной точкой маршрута стал музей поискового отряда «Малгобек», в котором хранятся артефакты Великой Отечественной войны, найденные поисковиками в ходе многочисленных раскопок, осуществленных ими в разные годы.
Беслан Дзейтов рассказал гостям города воинской славы о характере сражений, происходивших на высотах Терского хребта в боях за Малгобек, который за четыре месяца обороны несколько раз переходил из рук в руки, пока доблестные воины 9-й армии, оборонявшей этот участок фронта на границе Ингушетии, не погнали гитлеровцев прочь.
Место проведения раскопок, которые были намечены поисковиками на этот день, было разведано еще в начале марта нынешнего года. Тогда представители поискового отряда «Казначей» Управления федерального казначейства по Ингушетии, поискового отряда «Поиск» Ингушского государственного музея краеведения им. Т.Х. Мальсагова и поискового отряда «Малгобек» подняли останки двух бойцов РККА. Установить их имена, к сожалению, не удалось из-за отсутствия солдатских медальонов и именных вещей. Затем поисковые работы пришлось прервать по причине установившейся дождливой погоды. И вот, как только наступили первые погожие дни, малгобекчане не стали терять время и вновь собрались в дорогу.
Нынешний полевой выход не обошелся без находок. По словам Беслана Дзейтова, удалось поднять еще двух бойцов. Это большая общая удача, которая, конечно же, порадовала всех. В том числе и Мухаммеда Олигова — самого юного поисковика, оказавшегося на этот раз в сплоченной команде единомышленников.
На равных со всеми работали при раскопках известный ингушский художник, член Общественной палаты Ингушетии Мусса Мартазанов и руководитель Управления федерального казначейства Магомед Цуров, вызвав к себе уважение со стороны профессиональных поисковиков.
Ни в чем не уступал им и лидер азербайджанской диаспоры Ингушетии Рахматуллах Бабаев. Он уже не впервые принимает участие в поисковых работах на Терском хребте. Для него это — и долг памяти перед своими соплеменниками. В героической обороне Малгобека, наряду с представителями других народов Советского Союза, участвовали и мужественные сыновья азербайджанского народа, в том числе воины 223-й Азербайджанской стрелковой дивизии, покрывшей себя на Малгобекских высотах неувядаемой славой.
«Я, конечно, знала, что Беслан Дзейтов, являющийся членом Общественной палаты, за 13 лет поисковой работы вместе с единомышленниками нашел останки 150 защитников Малгобека, — делится с газетой «Сердало» своими эмоциями председатель Общественной палаты Ингушетии Лейла Амерханова. — Но увиденное сегодня потрясло меня. Только порыв души, желание найти и похоронить по-человечески тех, кто остался навечно лежать в ингушской земле, движет им! Ему не холодно... Он работает лопатой, руками, кисточкой... Слов нет, внутри всё плачет...
В одном из окопов участников Малгобекской оборонительной операции сегодня обнаружили останки двух человек. Что ощущаешь, стоя на краю этой братской могилы? Сразу приходит мысль, что погибшие — чьи-то сыновья, отцы, братья, мужья. Их нашли только много десятилетий спустя... Кто вы, неизвестные герои? Останки каждого сложены отдельно...
В окопе нашли немецкую гранату. На ноге одного из бойцов перетянут жгут. «Значит, останавливал кровь», — комментируют поисковики. Ботинки, оружие, кружка эмалированная, значок с изображением Ленина и Мавзолея, монетки, ещё награда... «Ворошиловский стрелок», — отмечает кто-то.
«Один совсем молодой, — говорит мой коллега Мусса Мартазанов. — Обувь 39-40 размера, зубы все целые».
Осколки гранаты в останках одного из найденных бойцов...
Ветер холодный дует здесь, но мёрзну я от этой картины. Бедные ваши матери, родные, которые до последнего вздоха ждали от вас хоть какую-то весточку и не дождались...
В День Победы этих героев с воинскими почестями предадут земле.
Я рада, что сегодня была здесь! Беслан попросил мальчика, который всё был рядом с нами, спуститься вниз и нарвать в долине первоцвет, а потом положил цветы у ботинок солдата. «Мы не могли вам помочь тогда, но мы исполним свой гражданский и человеческий долг перед вами сегодня!», — сказал он.
Мы покидали Терский хребет молча. Голод никто не чувствовал, хоть у всех была ураза. А я всю дорогу, пока мы ехали из Малгобека, думала о том, что где-то в неизвестном месте лежат и наши родные, мой муж, которые пропали без вести в страшные дни трагедии осени 1992 года в Северной Осетии...»
Поиск участников Малгобекской оборонительной операции продолжится и дальше. В год 80-летия Битвы за Кавказ поисковики региона исполнены желания найти как можно больше солдат и офицеров Великой Отечественной войны, установить как можно больше имен героев военного лихолетья, чтобы воздать достойную память подвигу советских людей.